Купеческий устав 1636 г. как торговый договор, регламентирующий рыночные отношения в городе Могилеве

 

В I-ой половине XVII века могилёвские купцы поддерживали торговые связи более чем с 60 городами. Особенно оживлённая торговля велась с близлежащими городами и местечками: Копылем, Кричевом, Чаусами, Чечерском, Шкловом, Копысем где могилёвские купцы освобождались от уплаты пошлин. Выгодное географическое положение Могилёва на берегу Днепра у пересечения торговых путей давало возможность его купцам вести торговлю и с более отдалёнными городами: Витебском, Минском, Полоцком, Гродно, Брестом, Слуцком, Слонимом, Гомелем. Целью данной работы было изучить действие устава купеческого братства Могилева в развитии торговых отношений в первой половине XVII века. Задачей исследования провести анализ основных статей купеческого устава. Изучить внешнюю торговлю Могилева в первой половине XVII века. Сформулировать выводы о торговых отношениях Могилева в первой половине XVII века.
Актуальность исследования это изучение становления торговых отношений Могилева в определенный период времени (в первой половине XVII века).
В тот период времени был не только ремесленным, но и крупным торговым центром Речи Посполитой, о чем свидетельствуют его широкие экономические связи с белорусскими городами и местечками. Могилев был связан несколькими сухопутными и водными торговыми путями. Главным водным путем, шедшим из Могилева на юг и северо-восток, являлся Днепр. Более оживленными были сухопутные пути. Вдоль левого берега Днепра шла торговая магистраль на юг. На восток от Могилева шел торговый путь в Мстиславль. Северный сухопутный путь связывал Могилев с Оршей, Витебском и Полоцком. Лишь по главным торговым путям можно судить об обширных экономических связях, которые поддерживал Могилев в первой половине XVIfe. [1, с. 94]
Торговой деятельностью в Могилеве занималась значительная часть его населения. Можно приблизительно определить удельный вес торгового населения в городе. В начале XVIfe. в Могилеве насчитывалось около 400 торговых заведений. Несомненно, владельцами их были крупные и средние купцы. В то же время немало было мелких торговцев, которые не имели лавок, а сбывали купленные товары или на рынке, или же по окрестным деревням и местечкам. Всего горожан, занимавшихся торговлей, было около 580-600 человек, что составляло 26-27 % к общему числу городского населения [2,с.61].
Могилевские купцы являлись постоянными гостями в городах Московского царства на протяжении всего XVIfe. Им не только разрешалось свободно торговать в Москве, но и проезжать далеко за ее пределами, что запрещалось делать купцам других стран. Беспрепятственная торговля с многими русскими городами давала возможность могилевским купцам завозить сюда большими партиями разного рода товары и совершать крупные торговые операции. Оживленные торговые связи Могилева, других городов Речи Посполитой с Московским царством не только способствовали их экономическому росту, но и укрепляли дружбу и братство белорусского и русского народа [1, с.97].
Важным фактором масштабности торговых оборотов могилевских купцов являлось городское ремесло. Его продукция составляла заметную часть товаров, которые купцы продавали на рынке русских и польских городов. Социально-экономические результаты сложившейся структуры ввоза и вывоза зависят от торговых успехов купечества и от перечня товаров, которые продавали и покупали купцы. Следовательно, что они в Могилеве, как и в других крупных городах Речи Посполитой, не только обеспечивали ряд ремесел сырьем, но и выполняли роль скупщика-посредника между цеховым мастером и рынком сбыта его изделий. Тем самым работа на купца создавала и новые, и не присущие средневековому ремеслу отношения работника работодателя. Сложилось еще одно явление, которое можно определить как зачаток прокапиталистических тенденций в экономике городов Беларуси [3,с.40].
В первой половине XVII века нарастало недовольство купцов и мещан Могилева, в связи с чем они обратились к властям города. Основной проблемой являлась то, что приезжие купцы приносили ущерб местному купеческому братству, хотя не имели права пользоваться магдебургским правом (28.января 1577 г. Могилев получил право на самоуправление — магдебургское право). Ответом и решением данного вопроса стало принятие 20 июня 1636 года в Могилеве купеческого устава. В нём были записаны следующие основные статьи:
В первой статье этого устава разъяснялось, кто может стать купцом и каковы его обязанности. Каждый купец, проживающий в городе Могилеве, после утверждения магистрата, будет занесен в купеческий реестр и внесёт в купеческую кассу 2 копы грошей(1копа 60 монет весовая норма) и принесет присягу нового мещанина в соответствии с требованиями магдебургского права. Если же кто-то не выполнит выше перечисленные требования, то потеряет права торговать и будет оштрафован на сумму 100 коп грошей, половина этих денег пойдет в общественную казну, а вторая половина пойдет в кассу купеческого братства. [4, с.337]
Дальше оговаривалось, как должны вести себя купцы, прибывшие из других городов для торговли или на постоянное место жительства в Могилев. Прибывшим в и желающим вести торговлю, необходимо предоставить подтверждение от местной власти о месте своего рождения и прежнего места жительства. Затем принять присягу нового мещанина и внести определенную сумму денег в кассу купеческого братства. При не выполнении данных требований, будет оштрафован. [4, с.337]
Также четко разграничивалось, кто является купцом, кто прасолом (прасол тот, кто покупает товары в городе и вывозит на расстоянии не свыше 10 миль) и кто ремесленником, как каждый из них должен себя вести. Купцом считается тот, кто ездит с различными иноземными и изготовленными в Польше или Великом княжестве Литовском товарами и продает их. Купцы должны платить пошлины и выполнять повинности в пользу казны. Что касается ремесленников, им можно торговать изготовленными изделиями только в своей местности. Если же ремесленник захочет торговать на ярмарках, то ему необходимо будет выполнять повинности в пользу казны [4, с.338].
Для обсуждения важных вопросов, связанных с деятельностью купеческого братства, порядков и ведения торговли, купцы должны были купить себе дом в городе, о чем свидетельствует специальная устав 1636 года [4, с.338].
Следующей статьей данного устава конкретизировалось количество должностных лиц и слуг. Старшин (главные члены братства) должно быть трое, которые ежегодно избираются большинством голосов, на первом собрании после нового года. Двое старшин занимаются управлением и руководством, третий занимается купеческой братской кассой. Из младших купцов избираются 2 казначея для заведования братскими приходами и расходами, четвертый избирается писарем пожизненно. Младшие избираются таким же образом, как и старшие. [4,с.339] Рассматривались сроки сходок старшин и младших братьев отдельно. Сбор всех купцов на главные собраниях должен происходить 4 раза в год: на следующий день после нового года, второй раз -1 апреля, третий-1июля, четвертый-1 октября в 8часов утра. Старшинам необходимо сообщать о собрании заранее, для этого у них есть присяжные слуги. Если же кто-то не явится на собрание, то будет оштрафован на 24литовских гроша. Старшины взыскивали штраф со слуг 2 коп грошей. А также собирались для обсуждения купеческих дел еженедельно по вторникам и пятницам с 9 часов утра. Если же кто-то пропустит собрание без уважительных причин, то будет оштрафован на 4 копы грошей. [4,с.339]
В Могилеве устанавливались порядки на собраниях купеческого братства. У каждого купца на этом мероприятии было своё местно в соответствии с занимаемой должностью и положением. После того как главные члены братства внесли какое-либо предложение по купеческим вопросам, каждый поочередно в соответствии с занимаемой должностью и положением, высказывал своё мнение не перебивая других. Если же кто-то выступал без разрешения и вне очереди, то таких оштрафовали. [4,с.341]
Отдельным разделом в уставе могилевских купцов прописывались сведения о купеческой кассе и о ключах от нее. Касса одна, в ней находился весь доход и расход, был представлен реестр доходов и расходов. Касса находится в купеческом доме. У каждого из двух старшин, занимающих первые места,- по одному ключу от ящика, в котором хранились грамоты, удостоверяющие купеческие права и привилегии. У третьего один ключ от
ящика, в котором хранились доходы и все ценности братства, а второй ключ — у казначеев. В итоге один без другого не смогли открыть кассу. [4,с.341-342] Контроль торговли осуществлялся 4 проверяющими, которые, приняв присягу, обязаны были тщательно расспрашивать и добывать сведенья о приезжих купцах, на которых не распространялись права и вольности, о том с какими товарами они прибыли в город, не вывозят ли их обратно или складывают, не ведут ли они торговлю с кем-нибудь из тех, которые не приносили городу присягу. Об этом они докладывали старшим членам братства. Если будет доказано, что кто-либо из них будет нарушать свои обязанности, то он будет лишен прав мещанина. [4,с.344]
Очень важным для купеческого занятия являлось подготовка учеников. Для этого купцы и лавочники, занесенные в реестр, должны были быть законнорожденными и происходящими от родителей добродетельных и заслуживающих доверия; подданными городов и владений Великого княжества Литовского, а так же свободными людьми других городов; доказать свое происхождение свидетельством; представить поручителей, но не для ручательства за личность, а на случай причинения убытков. Ученики, могилевских купцов окончив учебу без замечаний, хозяина, по желанию могли перейти на самостоятельную работу [4,с.346].
Обязательным условием купеческого братства, прописанным в настоящем уставе, был контроль за качественными и незаконно сделанный товарами, который осуществлялся двумя товароведами определяющими качество товара. В случае обнаружения подделки, как местным, так и привозных товаров, в частности воска и жиров, товары такого местного или приезжего купца должны в наказании либо в присутствии его самого сжигаться на рынке или передаваться в дома призрения (дом для душевно больных). Если же товароведы нарушили в чем-либо свою присягу, то главные члены братства подвергнут их наказанию по их усмотрению [4,с.347].
В завершении следует отметить, что принятие купеческого устава положительно отразилось на существующих рыночных отношениях того времени и используется в настоящем. Наличие правового акта, регламентирующего правила торговли благотворно повлияли на развитие рыночных отношений. Так как в этом уставе устанавливались не только определенные правила, которым должны были следовать все купцы, но и наказание за их нарушение, то купцы более ответственно относились к данному виду деятельности.
Принятие устава улучшило положение коренных купцов, по отношению к приезжим, так как последние должны были пройти регистрацию и внести сумму в кассу купеческого братства. В связи с этим отсеивалось некое количество приезжих, которые не могли заплатить или не хотели этого делать, что давало могилевским купцам более широкие возможности для осуществления своей деятельности.
Таким образом, принятие нормативного акта, регулирующего торговые отношения, оказало большое влияние на развитие торговли в Могилеве. Появились определенные стандарты, которым следовало соответствовать.
Что приносило пользу не только купцам, но и обычным гражданам, которым теперь предлагали товары более хорошего качества.
Список литературы и источников:
1.Мелешко, В. И.. Могилев в XVI — середине XVII в. / Под ред. З.Ю. Копысского; АН БССР, Ин-т истории. — Минск: Наука и техника, 1988. — 262[2].
2.Курков, И. Н. Могилевщина. Легенды, события, люди / Илья Николаевич Курков, Игорь Александрович Пушкин. — Мн: Медиафкт, 2004. — 304 с.
3.Алексейчикова, Н.Н. Актовые книги могилевского магистрата XVI- XVIII вв. как источник по истории матримониального поведения жителей белорусского городов / Н.Н. Алексейчикова // Вестник Могилевского государственного университета имя А.А. Кулешова. Серия А. Гуманитарные науки: История. Философия. Филология. — 2012 — № 2.- С.39-44.
4.Белоруссия в эпоху феодализма. Сборник документов и материалов. В 3-х т. [Ред. коллекция: канд.ист.наук А.И. Азаров и др.] Т.1 — Минск, Изд- во Акад. Наук БССР,1959.

М.А. Кравченко (Гомель, Беларусь)
УО «ГГТУ имени П.О. Сухого»

Источник