Могилев в материалах «Военно-статистического обозрения Российской Империи» 1848 г.

 

Изучение различных аспектов региональной истории с каждым днем становится все более мощным направлением развития современной исторической науки. Рассматривая явления, происходившие «на периферии», исследователи имеют возможность полнее взглянуть на частицы калейдоскопа событий, разворачивающихся на протяжении некоторого временного отрезка. Анализ различных вопросов относящихся к локальной истории служит для историка своеобразной возможностью одновременно видеть как целостную картину, так и ярче рассмотреть некоторые фрагменты событий. Кроме того, возрастание внимания к некоторым вопросам местной истории должно способствовать вовлечению новых источников.
Важным направлением таких исследований могут стать историческая урбанистика, регионалистика, активное изучение городских поселений с многонациональным составом населения. Одним из таких поликультурных городов был Могилев Х1Х века, где ярко прослеживались влияния православия, католичества, униатской церкви (процесс деунизации прошел в 1833 — 1839 гг.), иудаизма и лютеранства.
Ценным источником хозяйственной жизни края выступают материалы обозрения, подготовленного к выходу сотрудниками Департамента Генерального штаба Военного министерства Российской империи. Между 1837 — 1854 гг. были составлены, а затем изданы обзоры 69 губерний и областей империи (материалы об оставшихся 6 губерниях и 7 областях не были опубликованы). Тома могли подразделяться на части, посвященные непосредственно губерниям и областям. Каждый том или часть включали в себя информацию о различных сторонах жизнедеятельности краев: общий взгляд на губернию, географическая характеристика местности (поверхность и почва, гидрографический обзор, климат, флора и фауна («царство ископаемое, царство прозябаемое, царство животное»), военно
топографические описания, различные сведения о природных условиях, путях сообщения, количестве, этноконфессиональном составе, размещении и движении населения, его обычаях, состоянии сельского хозяйства, промыслов и ремесел, промышленности и торговли; характеристика губернских, уездных и заштатных городов, городков и других населенных пунктов; описания духовных, учебных, благотворительных учреждений, исторических памятников.
Восьмой том «Военно-статистического обозрения…» был посвящен преимущественно белорусским губерниям (Витебская, Смоленская, Могилевская). Город Могилев окончательно вошел в состав Российского государства после первого раздела Польши в 1772 г. Могилевская губерния существовала между 28 мая 1773 — 10 января 1778 гг., 27 февраля 1802 — 1919 гг. До 1856 г. она пребывала в составе Витебского генерал- губернаторства (1802 — 1823 гг. — Витебское и Могилёвское, 1823 — 1856 гг. — Витебское, Могилёвское и Смоленское генерал-губернаторство). 17 февраля 1856 года генерал-губернаторство было упразднено. Составителем Третьей части восьмого тома «Военно-статистического обозрения…» был капитан Черницкий. Следует отметить, что обозрение Могилевской губернии составлено на низшем уровне по сравнению с описанием соседней Черниговской, имея при этом более слабое информационное наполнение.
Могилевскую губернию офицер описывает как весьма бедную территорию «где почва земли весьма неплодородна, как от физических причин, так и от дурного состояния земледелия, в одни только урожайные годы с некоторым избытком может прокормить собственных своих жителей и следовательно собственными своими произведениями в состоянии продовольствовать весьма ограниченное число войск. Города, местечки и деревни этой губернии также весьма малы и худо построены; народонаселение бедно и обыкновенно терпит большой недостаток в жизненных припасах, в рогатом скоте и в лошадях; почему эта губерния вообще доставляет столь же мало удобств для квартирования войск как и для продовольствия их» [1, С. 2]. В обозрении также указывается, что до 1831 г. в гражданском управлении и судопроизводстве использовался Литовский статут, позже губерния была причислена к категории Всероссийских и в делопроизводстве начали действовать общегосударственные законы империи [1, С. 4].
Говоря о губернии, составитель обозрения очень нелестно отзывался о ее жителях и общем экономическом состоянии края. «Общий дух белорусских простолюдинов заслуживает сожаления. Склонность к пьянству, праздности и недостаточно развитые понятия о собственности делают их ленивыми, наклонными к воровству, хитрыми, лицемерными, трусливыми; приобретая они редко имеют ввиду обогащение или улучшение своего состояния, а только временное, часто порочное пользование приобретенным. С другой стороны они отличаются смирением, покорностью и способностью переносить все неприятности жизни безропотно. Впрочем в этих хороших качествах заключается отчасти и причина поддерживающая дурные наклонности здешнего крестьянства» [1, С. 58]. Причиной всему автор считает «частые и безперестанные политические перевороты», и далее «губерния как приграничный край, многократно служила государственных и междоусобных войн России, Польши, Литвы и отдельных князей» [1, С. 58].
Автор сборника относил Могилевскую губернию к числу беднейших в империи. Это объясняется тем, что здесь не лучшие природные и погодные условия («неблагодарная почва земли», «частые и продолжительные неурожаи»), ментальностью населения («беспечность белорусов»), следствием чего стало разорение помещиков и доведенные до крайности крестьяне. Констатировался факт пребывания в залоге большинства помещичьих имений, что влекло за собой не только низкие закупочные цены на сельхозпродукцию, но лишало помещиков оборотных средств для развития хозяйства в перспективе. Такое состояние вещей привело к полному отсутствию фабричного производства [1, С. 65].
Капитан Черницкий, как выход для поправки ситуации предлагал развивать лесное хозяйство, учитывая, что «изобилие мачтовых и корабельных лесов могло бы открыть жителям губернии верный и постоянный источник». Также он указывал на слабое развитие промыслов и ремесел, например «пчеловодство в губернии незначительно», «рыбная ловля производится во всех реках но только для собственного употребления», «звериная ловля и птицеводство по изобилию лесов могли бы доставить здешним жителям значительную пользу, но они по своей беспечности не пользуются этими выгодами», «металлические изделия не заслуживают никакого внимания». В похожих красках описывалось состояние фабричной промышленности, которая по словам капитана «находится в весьма жалком положении». По мнению Черницкого, «благосостояние земледельцев губернии основано на большем развитии винокурения, одной из главных причин народного разврата» [1, С. 70].
Автор обозрения указывал на прискорбный факт слабого влияния христианской веры «Хотя Могилевская губерния, вместе с прочими народами славянского происхождения, от незапамятных времен озарена християнскою верою, но низший класс народа в губернии погружен в совершенное невежество, и только христианская религия удерживает его от пороков грубых и пагубных, свойственных народам полудиким и непросвещенным верою [1, С. 75] и церкви в частности «влияние духовенства на народ могло бы быть гораздо значительнее, если б народ не был обременен чрезвычайною бедностью, которая делает его совершенно равнодушным к религии и к исполнению своих обязанностей» [1, С. 77].
Говоря о топографии местности составитель указывает на ее возвышенный и одновременно ровный характер, о пристани на р. Днепр и р. Дубровенке, пересекающей город. Также он указывает на присутствие остатков бывшего укрепления, так называемого королевского замка, который находился на углу, образуемом рр. Днепр и Дубровенкой. На левом берегу Дубровенки были остатки земляного вала, «с нисходящими углами вроде бастионов или кавальеров без амбразур» [1, С. 58].
Могилев был не только центром губернии, но также и уезда подразделяющегося в свою очередь на 3 стана (Шклов, Княжицы, Белыничи). Составитель обозрения указывал, что «Город Могилев не представляет местных удобств к обороне против неприятеля следующего с запада, но в сравнении с другими городами губернии доставляет наибольшие средства к помещению и продовольствию войск. Креме того, Могилев находится при одной из главнейших в губернии трех переправ через Днепр, которая однако же, по неимению на левом берегу реки плотины, весною бывает весьма затруднительна и при настоящем устройстве, для переправы большего числа войск неудобна» [1, С. 11].
Немало внимания Черницкий уделял описанию переправы через Днепр возле Могилева. «При Могилеве в летнее и осеннее время мост на плотах, длиною 40 саж. В весеннее время мост снимается и переправа делается двумя паромами, на байдаках, поднимающих грузы, каждый по 800 пуд. Паромы управляются веслами и шестами и ходят обыкновенно от места переправы, вниз по реке, до городского острога, на расстояние более одной версты. По течению воды нужно на переезд 40 минут, а против его или обратно до 1,5 час. Переправа устроена так дурно, что бывает иногда опасна, и прекращается при сильных ветрах, в особенности при северных или дующих вдоль течения реки. Паромы принадлежат архиерейскому дому. Спуск с правого нагорного берега высок, крут и извилист; грунт песчаный, частью вымощен камнем. От этого берега до моста между городскими огородами длинная (более версты) гребля в весеннее время после отлива вод, осенью и после продолжительных дождей покрывается почти непроходимою грязью. От русла реки до левого нагорного берега по Киевскому тракту на расстоянии одной версты есть тоже гребля, но несколько в лучшем состоянии; по почтовому же тракту в Рославль мосты и гребля по луговому берегу на расстоянии 2 вер. разорваны и потому проезд по этому месту весьма затруднителен и для военных тяжестей в весеннее и осеннее время почти неудобно проходим» [1, С. 20-21]. В военном отношении Днепр в пределах Могилевской губернии, по ширине своей, может представлять значительное препятствие наступающему неприятелю; но эта река, мало удобна к обороне для армии отступающей внутрь России [1, С. 25].
Транспортная инфраструктура губернии находилась в начале своего становления. В сборнике указывалось о начале строительства нескольких дорог, в том числе и Могилевского шоссе. Путь от Орши до Могилева (70 верст 96 саженей, т. е. 74,88 км) начали сооружать в 1839 г. Губернские (главные) почтовые дороги обеспечивали сообщение города с другими частями империи, среди которых участок Петербуржского тракта (Могилев — Витебск), Киевского тракта (Могилев — Чернигов), Житомирского тракта (Могилев — ст. Якимовская). Указанные пути сообщения дополнялись уездными (Могилев — Рославль) и торговыми дорогами (Хиславичи (Смоленская губ.) — Могилев, Борисов (Минская губ.) — Могилев, Игумен (Минская губ.) — Могилев, Могилев — Корша). Отдельно выделялись также этапные дороги, предназначенные для транспортировки арестантов из губернского центра в соседние губернии (Житомир, Витебск, Смоленск, Чернигов, Минск, Бобруйск, Бельцы, Загустин) [1, С. 38-39].
В двадцатитысячном городе насчитывалось 2184 дома, 103 из которых были каменными [1, С. 63]. Еще в 1844 г. в Могилеве была основана конюшня, где для нужд Могилевской, Витебской и Смоленской губерний содержалось 60 случных жеребцов [1, С. 69]. Как свидетельствует обозрение, в 1846 г. в городе состоялись две ярмарки — Крещенская и Ильинская. Первая проходила с 10 по 18 января, вторая — с 15 до 24 июля [1, С. 71].
Могилев был центром православной епархии, в городе размещалась кафедра православного архиерея и духовная консистория. Также имелись католическая епископская кафедра и консистория, лютеранский молитвенный дом [1, С. 75]. В городской черте также размещался православный Братский монастырь. При церквях существовали две богадельни [1, C. 78], кроме того, работал военный госпиталь второго класса, рассчитанный на прием 300 больных [1, С. 136].
Образовательные учреждения города были представлены Могилевской губернской гимназией, трехклассным уездным училищем, одноклассным приходским училищем, четырьмя частными женскими учебными заведениями [1, С. 77]. Неплохая библиотека имелась при Духовной семинарии.
Особое место в «Военно-статистическом обозрении…» имеет информация о милитарном потенциале края. По подсчетам капитана в Могилеве для размещения войск (дивизионного штаба и пехоты) были придатны 2184 двора в городе и 229 в предместьях. Также для этих нужд рассматривались: один бывший экзерциц-гауз, один камерный двухэтажный дом, три каменные одноэтажные казармы, военный госпиталь и магазины, на правом берегу Днепра 15 каменных православных церквей, два католических и один лютеранский храмы, 11 деревяных грекороссийских церквей, два каменных православных мужских о один каменный католический монастыри [1, С. 89]. Немалое значение имели продмагазины — двухэтажный 1776 г. основания и три магазина за Быховской заставой (1824 — 1826 гг.). Отдельно поданы ведомости об округе пахотных солдат — состоянии военных поселений.
В мирное время в губернском центре пребывали: внутренний
гарнизонный батальон, инвалидная команда, 12 жандармов, военно-рабочая команда инженера военных поселений из 27 человек [1, С. 122]. Еще 124 человека находились в караулах и на постах (19 при главной гауптвахте, 45 при тюремном замке, 15 при уездном казначействе, 12 при Быховском провиантском магазине, 9 в богоугодном заведении, 3 у Виленского провиантского магазина, 3 у смирительного дома, 3 у Могилевского военного госпиталя, 3 у батальонного цейхгауза, 12 при ротных цейхгаузах) [1, С. 125].
Следовательно, «Военно-статистическое обозрение.» может рассматриваться как неотъемлемый источник изучения истории Могилева середины Х1Х века. Авторство и сфера практического применения наперед определили содержание книги. Главная информация в ней относится к характеристике хозяйственно-демографического потенциала города в случае вероятного военного конфликта. Именно в таком свете представлены топографическое описание местности, ментальный портрет жителей края, транспортное сообщение, состояние веры, образования и здравоохранения. Таким образом, обозрение обладает некоторым информационным потенциалом для изучения жизни города николаевской эпохи, хотя при этом является менее информативным источником даже в сравнении с подобными обозрениями других губерний империи.
Литература
1. Военно-статистическое обозрение Могилевской губернш, издаваемое по Высочайшему повеленш при 1-мъ отделенш Депертамента Генеральнаго Штаба. — Томъ VIII. — Часть 3. Могилевская губерния / [сост. Черницкш] — Санктпетербургъ: типография Депертамента Генеральнаго Штаба, 1848. — 75 с. (58 с. прилож.)

Гирич Я. Н., г. Глухов, ГНПУ им. Александра Довженко

Источник