Дилижанс в истории Могилёва

 
Вплоть до начала XX века почтовое ведомство отвечало за перевозку почты, грузов и пассажиров. Каждой из этих трёх задач соответствовали свои способы и средства перевозки. Долгое время почтовые ведомства разных стан стремились найти способ совместить все эти перевозки в одной. Таким способом и явился дилижанс. Пытались ввести «тележную почту» (так в Российской империи называли дилижанс в XVIII веке) и на первом почтовом тракте, созданном российскими властями после присоединения белорусских земель к империи — Санкт-Петербургско — Могилёвском в 1772 году. Но неумение обслуживать такие экипажи, сложность их содержания, ремонта, отсутствие нужных специалистов вплоть до 1820-х годов не позволяло это сделать. В западноевропейских странах дилижансные перевозки успешно освоили уже к началу XVIII века.
Улучшение дорог, и особенно строительство шоссе в Российской империи, привели, наконец, к появлению дилижансов. Термин дилижанс в переводе с французского — (carosse de diligence) — «проворный экипаж». В Российской империи их пытался ввести ещё Пётр I. Затем, в указе о Могилёвском тракте 1772 г. есть упоминание о «тележной почте» [1, п. 20]. Но первая дилижансная линия в империи появилась только в 1820 г. на тракте Москва — Санкт-Петербург. Она принадлежала частному акционерному «Обществу учредителей первоначальных дилижансов по Московскому тракту». Учредителями общества были лица, принадлежащие к высшей знати в государстве: князь Меншиков, князь Лобанов-Ростовский, князь Голицын, графы Потоцкие, граф Бутурлин, граф Гурьев, Татищев и др. Инициатором и председателем общества стал князь М.С. Воронцов-Дашков [2, с. 42; 3, с. 42-43; 4, с. 34-35]. Предприятие было хорошо продумано с коммерческой стороны и приносило крупный доход. Вложенный капитал состоял из 60 акций по 1.000 рублей каждая. Расчётная годовая прибыль планировалась в 60 % [2, с. 42]. В действительности же она была ещё выше — учитывая положение в обществе учредителей, «Обществу» предоставили большие привилегии, которые потом неоднократно подтверждались. Блестящему успеху «Общества» немало способствовало и то, что в учредителях состоял и сам Главноуправляющий над почтовым департаментом князь Голицын. В короткое время дилижанс завоевал популярность у населения. Путешествие на нём сделалось модой.
В 1821 г. Полангенский пограничный почтмейстер фон Францен и титулярный советник Делакроа создали дилижансную линию Санкт-Петербург — Рига — Митава — Поланген, а в следующем году и линию Митава — Ковно — Вильно [4, с. 35]. Наконец, в 1827 г. почтовое ведомство принимает решение о создании первой государственной линии дилижансов Санкт-Петербург — Витебск — Могилёв — Чернигов — Киев — Радзивиллов [3, с. 42-43]. Однако в том же году эту линию учредило всё то же «Общество учредителей первоначальных дилижансов по Московскому тракту» [5, Оп. 1. — Д. 719. — Л. 2]. Отказ почтового ведомства от создания данной линии, не будет выглядеть странным, если вспомним об участии в работе «общества» князя Голицына: очевидно, он работал не только на пользу государства, но и свою выгоду не забывал. Официально, отказ почтового ведомства объяснялся сомнениями в полезности дилижансов и в отсутствии экономической выгоды для государства от их использования, а также тем, что дилижанс не будет пользоваться успехом у пассажиров. Только в 1839 г. почтовое ведомство решилось на введение первой государственной линии дилижансов. Было учреждено при Санкт-Петербургском почтамте «Отделение почтовых карет и брик» [3, с. 43 и 213]. Свою первую линию Отделение открыло на том же Московском тракте. И хотя на нём уже действовало, вполне успешно, 11 частных подобных линий, деятельности Отделения, также сопутствовал успех. Поэтому, на чистую прибыль от такой перевозки почты и пассажиров стали вводить новые государственные линии дилижансов. Среди них и такие, как Минск-Москва, Могилёв-Киев [5, Оп. 1. — Д. 2264. — л. 6], Москва- Бобруйск, Бобруйск-Брест [6, л. 23, 34 и 38], Санкт-Петербург — Вильно — Варшава, Санкт-Петербург — Вильно — Тауроген [4, с. 37], Могилёв — Бобруйск [7, л. 20] и др.
В дилижансе перевозили шесть пассажиров (четыре внутри кареты и два снаружи, на заднем сиденье). Внутри царила чудовищная теснота. Четверо пассажиров сидели на двух относительно удобных сидениях лицом к лицу, остальные — на откидных сидениях на дверцах. Нередки были случаи, когда из- за ненадежности замков дверцы открывались и пассажиры выпадали на ходу. Количество багажа строго ограничивалось: 20 фунтов — бесплатно и 30 фунтов — за плату. Для поездки на дилижансе места в карете заказывали предварительно, и тоже впервые в России [8, с. 335]. Дилижансы ходили строго по расписанию (невероятная вещь для россиян!). Остановки в пути были на десять-пятнадцать минут, для перемены лошадей. Для обеда и ужина останавливались на один час, на завтрак («чай») — на полчаса. К примеру, на всех станциях Могилёвской губернии только на Чериковской станции была остановка на обед или «чай» [7, с. 21]. В 1861 г. проезд на дилижансе стоил: Стоимость проезда на дилижансе в Могилёвской губернии [7, с. 20 и 22]:

Стоимость проезда дилижансом из Бобруйска в Брест составляла за внутренне место по 33 рубля, за наружное — по 22 рубля серебром «на каждое место в один путь» [9, л. 2]. Дилижансом можно было ехать только до станций на маршруте. Билеты старались продавать до конечной станции на маршруте. По линии Москва — Варшава ехали только до Бреста: далее дилижансы не шли — надо было пересаживаться на дилижансы почтового округа Царства Польского. И, наоборот, из Варшавы в Москву до Бреста ехали польскими дилижансами, а в Бресте пересаживались на общероссийские. Этот момент хорошо описан в книге П. Шпилевского «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» [10, с. 29, 36 и 39]. В Могилёвской губернии на Варшавской линии остановки были только на станциях Чериков, Пропойск и Рогачёв. На Санкт-Петербургской линии: на станциях Могилёв и Орша в Могилёвской и Витебск, Городок и Невель — Витебской губернии [8, с. 22]. Помимо почтальона, дилижанс сопровождали «особые смотрители» с «правами станционных смотрителей» и числились они в 14 классе, т.е. были на правах станционных смотрителей [4, с. 36]. Они имели особую форму и были «снабжены часами и приличным вооружением» [4, с. 212; 11, с. 35].
Расписание о прохождении
в Могилёвской губернии почтовых экипажей [7, с. 20]:
Почтовый экипаж из С. Петербурга получается в Могилёве губ. По Субботам и Вторникам в 5 час. 35. Мин. Полуночи, а отправляется обратно по Воскресеньям и Четвергам в 5 часов по полудни.
Почтовый экипаж отправляется из Могилёва губ. В Бобруйск по воскресеньям и Средам в 3 часа по полудни, а получается из Бобруйска по Вторникам и Субботам в 10 час. 25 минут по полуночи.
С лёгкими почтами из Москвы в Варшаву почтовый экипаж проходит: в Черикове в Четверг и Воскресенье по полудни в 10 часов 55 минут (обед), а в Рогачёве по Пятницам и Понедельникам в 11 час. 25 мин. По полуночи (обед); обратно же в Москву из Варшавы проходит: в Рогачёве по Пятницам и Понедельникам в 10 час. 15 минут вечера (чай), а в Черикове по Субботам и вторникам по полуночи в 11 часов (обед).
Дилижансы впервые в истории Российской империи не только позволили совместить перевозку почты и пассажиров по примеру западноевропейских стран [3, с. 43; 11, с. 28-29], но они изменили и установившиеся привычки россиян. Запрещалось возить ящики, сундуки, коробки, картонки, постельные принадлежности и другие вещи, которые были традиционными в дальней поездке по империи. Во время езды строго соблюдалось расписание. Экипажи отправлялись в путь в установленный час, не ожидая опоздавших. Опоздавшие имели право догнать экипаж на первой станции. Экипажи ехали круглосуточно — днём и ночью. Никто не имел права ни погонять, ни задерживать лошадей. Встречные повозки обязаны были уступать дорогу. Проходивший через Могилёвщину дилижанс «Москва- Брест», прибывал в Чериков в четверг и в воскресенье в 22 ч. 55 м. И останавливался на обед. Следующая остановка была в Рогачёве по пятницам и понедельникам (с обедом) в 11 часов 25 минут. В обратном направлении он проходил Рогачёв по пятницам и понедельникам («чай») в 22 ч. 15 м. и Чериков в субботу и во вторник в 11 часов [7, с. 20]. Дилижансное сообщение сохранялось вплоть до начала XX века [12, с. 1069 — 1070]. В Могилёвской губернии они использовались весьма активно до постройки железной дороги Витебск — Могилёв — Жлобин. В некоторых странах почтовые перевозки до сих пор осуществляются совместно с междугородными пассажирскими автобусными перевозками. Например, швейцарская почта эксплуатирует сеть междугородных линий «почтовых автобусов». Как и почтовые дилижансы в старину, эти автобусы перевозят пассажиров и почту.
Литература
1.ПСЗРИ-1. — Т. 19. — 13911. — П. 20.
2.Базилевич, К. Почта России в XIX веке /К. Базилевич. — Москва : Связь, 1927. — 96 с.
3.Материалы по истории связи в России. XYIII — начало XX вв. Обзор доку-ментальных материалов. — Ленинград, 1966. — 336 с.
4.МВД. Исторический очерк. Приложение 2-е. Почта и телеграф в XIX столетии. — Санкт-Петербург : Тип. МВД, 1902. — 252 с.
5.Российский Государственный исторический архив в г. Санкт- Петербурге. — Ф. 1289. Главное управление почт и телеграфов МВД.
6.Национальный исторический архив РБ в г. Минске. — Ф. 1297. — Оп. 1. — Д. 18375.
7.Памятная книжка Могилёвской губернии на 1861 г. В 2-х ч. — Могилёв : Губ. тип., 1861. — Ч. 2. — Л. 20 — 23.
8.Готье, Т. Путешествие в Россию / Т. Готье / Предисловие А.Д. Михайлова. — Москва : Мысль, 1988. — 396 с.
9.Национальный исторический архив РБ в г. Минске. — Ф. 1430. — Оп. 1. — Д. 21751.
10.Шпилевский, П.М. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю / П.М. Шпилевский. — Минск : Полымя, 1992. — 252 с.
11.Центральный музей связи имени А.С. Попова. Путеводитель. — Ленинград : Изд. «Художник РСФСР», 1962. — 236 с.
12.Останкович, Н.Н. Поездка в Могилевскую губернию / Н.Н. Останкович // Исторический вестник. — 1902. — дек. — Т. ХС. — С. 1067 — 1090.
13.Дилижанс [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дилижанс. — Дата доступа: 09.08. 2011.

В.К. Заремский
г. Могилёв, УО Могилёвский филиал БГАМ

Источник