Проблема возникновения Могилева в ее авторско-временном осмыслении являлась по законам нарративного жанра отправной точкой в преамбуле всех местных летописей и хроник, составители которых ставили своей целью отразить многовековую историю города на страницах своих повествований. Одни из них лишь контурно и лапидарно сообщали об истоках городского центра, другие, наоборот, стремились во всех деталях и в соответствии с мировоззренческими установками своей эпохи, как можно более подробно изложить первые факты его истории на основе уже известных и специально собранных данных. При этом, работая как асинхронно так и параллельно, и те и другие совершенно по-разному представляли себе генезис города, исходя из имевшегося в их распоряжении материала, способностей и возможностей познания исторической реальности и принципов повествовательного конструирования, которые позволяли выстраивать собственные версии происхождения Могилева. Концептуальные подходы могилевских летописцев к появлению городского центра на Днепре, последующее историографическое закрепление этих концепций в работах исследователей второй половины XIX-начала XX вв. и станет предметом рассмотрения автора данной статьи.
Нарративный корпус местных источников, представленный Баркулабовской летописью, Могилевской хроникой Т.Р.Сурты и Трубницких, Летописью Спасского монастыря и Записками игумена Ореста, создавался либо в Могилеве, либо вблизи его. Монастырские летописи Баркулабова и Могилева практически не касаются проблемы возникновения города и сводят ее к постройке замка в 1526г., — дате, с которой и берет свое начало городской центр. В летописи, неизвестно кем составленной в стенах Спасского монастыря около 1755г.содержится единственная погодная запись,(«Лета 1526.Место Могилев заложено; однако замок с волостью был и пред тем временем») носящая явно более поздний компилятивный характер и не затрагивающая эмбриональную стадию развития городского центра[1,с.120].Минимум известий о формировании города несет и Баркулабовская летопись (источник фиксирует уже следующий, после появления первичного поселения, этап развития городского комплекса, примыкающего к историческому ядру и ничего не сообщает об истоках Могилева)[2,с.174],сводя их к строительству нового «болшего» замка.
Более или менее концептуально оформленную версию излагает Могилевская хроника Т.Р.Сурты и Трубницких. На первых страницах текста хроники прошлое города преподносится как часть библейской истории, но далее его возникновение подается вполне рационально(«Яоки 1526-go. ZaZygmunta, krolapolskiego,
awszesciuleciechbedacegosynajegoZygmuntaAwgusta,
miastoMohilowzalozilosie, azamekzwlosciaprzedkilkasetlatprzedtymbyl».В русском переводе: «Года 1526-го. За Сигизмунда, короля польского, а в шести годах будущего сына его Сигизмунда Августа, город Могилев заложен этот, а замок с волостью перед несколько сот лет перед тем был») [3,с.239]. Отсутствие протографа (первоначальная часть хроники Т.Р.Сурты и последующее продолжение Юрия Трубницккого не сохранились, до нас дошло только то, что переписано Александром и Михаилом Трубницкими) и возможности последующей правки или перекомпановки текста хроники ее продолжателями позволяет предполагать, что погодная запись1526г. могла дважды подвергаться редактированию[4,с.177-179,184-185].
Тем не менее, в общем повествовательном контексте изначальный Могилев представляется как укрепленный волостной центр — замок, контролирующий сельскую округу, а время его возникновения отодвигается на несколько столетий назад от известной даты. Схематично процесс становления Могилева по хронике выглядит следующим образом: 1)укрепленное поселение на Днепре2)замок как центр волости 3)город со всеми его показателями и характеристиками как их представлял хронист. Однако,«дозамкового»(до1526г.)Могилева хроника практически не знает, не столь много сведений о нем и в общей массе документов, относящихся к XIV-XVвв. И это при том, что родоначальник хроники Т.Р.Сурта был членом могилевского магистрата, имел доступ к магистратскому архиву и, вероятно, ко всему документальному фонду города конца XVIte., читал летописи, Синопсис, хроники Гваньини и Стрыйковского, опирался на воспоминания «старых людей».
Другая концепция зарождения Могилева оформляется к середине
XIXb., когда источниковая база концептуальных построений возрастает за счет привлечения к уже имеющимся данным местного фольклорного материала — легенд и преданий, которые начинают публиковаться на страницах «Могилевских губернских ведомостей». Этому в немалой степени способствовало общее увлечение региональной историей, вызванное выходом в свет многотомного труда Н.М.Карамзина, сборников И.Григоровича и первых изысканий старейшего могилевского историографа и члена «румянцевского кружка» Н.Г.Гортынского.В «Записках игумена Ореста», которого Н.Н.Улащик назвал последним белорусским летописцем, помещен текст древнего сказания: «По
преданию народному известно, что на оном месте, где ныне стоит город Могилев, в глубокой древности, по устранению места сего от проложенных между непроходимыми местами дорог, был стан разбойников, для искоренения коих тогдашним Правительством населена жителями деревня и названа Могилка или Могилки; потому, что место сие наполнено было многими могилками побитых людей от разбойников, коих главный атаман назывался Могилою. Оная деревня стояла на берегу реки Днепра; место оное ныне населено одними евреями и называется Жидовником; там и синагога или школа их стоит. По преданию же народному известно, что оного главного атамана разбойнического Могилы другой товарищ назывался Гвоздем и имел жилище на том месте, где Богоугодное Заведение, от чего место оное до сего времени от всех жителей Могилевских называется Гвоздевкою. В последствии времени, когда место сие более населено жителями, то построен был на возвышенном месте при устье речки Дубровенки, впадающей в реку Днепр,замок, который существовал до 1778г.Он был фольварком королевским. В древние времена к оному принадлежали как обыватели жившие в Могилеве, так в окрестности Могилева жившие и все Чаусовского и Чериковского уезда крестьяне»[6,с.1].Близкие по содержанию варианты древнего предания,на который ссылается редактор II-го тома Ф.Елеонский содержатся в губернской периодике[7,с.195- 196;8,с.186].
В соответствии с содержанием предания выстраивалась и вторая схема начала Могилева:1) деревня Могилка на берегу Днепра «для искоренения разбойников»2) замок-острожек как опорный центрЗ) протогородской комплекс постепенно набирающий городские показатели4) город как многофункциональное поселение. К сожалению, в тексте древней легенды не содержится никаких фактов и композиционных построений, которые помогли бы установить хоть какую-либо хронологическую привязку к излагаемым в повествовательной канве событиям. Вместе с тем наличие «разбойничьей» топонимики в исторической части Могилева частично подтверждает старинное городское предание.
Каждая из концепций происхождения города в их первоначальном историческом осмыслении имела своих приверженцев и почитателей, что служило основанием для серьезной научной полемики. В первых научных трудах по истории Беларуси мнения исследователей разделились. М.О.Без- Корнилович при описании Могилева опирался на текст древнего предания[9,с.151-152] и отдавал ему явные предпочтения, тогда как
О.Турчинович больше доверял письменным источникам и был всецело поглощен проблемой происхождения могилевских курганов которые «в таком множестве являются столпленными эти таинственные курганы, что невольно рождается мысль, будто бы эта страна была некоторым кладбищем какого-то многочисленного народа»[10,с.3-4,244-245].На региональном же и местном уровне фигурировали обе концепции, а полемика порой выливалась на страницы местной прессы, отражая симпатии и антипатии почитателей старины из числа элиты губернского центра. Один из полемистов изложил свою позицию следующим образом: «В памятной книжке Виленского Генерал — Губернаторства за 1868год, изданной Витебским Губернским Статистическим Комитетом, под редакциею А.М.Сементовского помещено описание Могилева (далее следовал текст древнего предания, на основе которого выстраивалась версия возникновения города).. .Между тем в приложении к имеемой в Могилевском Губернском Статистическом Комитете настольной политико-статистическо-географической карте Российской Империи, составленной А.Ф.Романовским, присланной им в Статистический Комитет по требованию Канцелярии его от 18 Января прошедшего 1869г. № 105 видно, что Могилев основан Львом, сыном князя Российского Даниила. Весьма желательно было бы знать откуда именно почерпнуты г.Романовским сведения, об основании Могилева, которых г.Сементовский вероятно не имел в виду при составлении им описания Могилева, помещенного в памятной книжке Виленского Генерал-Губернаторства на1868г.»[11,с.4].Приведенная цитата хорошо иллюстрирует уровень развития регионолистики в губернском центре и показывает, что тот или иной довод в пользу одной из концепций должен был покоиться на прочных научных основаниях и зачастую вызывал здоровый скепсис.
К легенде достаточно серьезно относился автор первого обобщающего труда по истории городов и местечек Могилевщины — профессор Могилевской духовной семинарии и редактор (до1864г.) неофициальной части Могилевских губернских ведомостей С.И.Соколов[12,с.1-2].В то же время легенду полностью проигнорировал автор «Исторического очерка Могилевской губернии» М.В.Фурсов, полагавший, что ранний Могилев возник из замка, основанного то ли Львом Даниловичем, то ли Львом Юръевичем[13,с.11].
Содержание древнего предания по достоинству оценил старейший могилевский историограф Н.Г.Гортынский. «В местах пребывания разбойников — указывал издатель Могилевской хроники — погребаемые жертвы их нападений оставили могилы, от которых и замок с существовавшею при нем рыбачьею деревнею прозвался Могилавом или Могилевом»[5,с.93].
К доисторическим временам относил появление первых укрепленных поселений на территории Могилева Е.Р.Романов. «В то время население Могилевское — писал исследователь — было уже по-видимому довольно многочисленное. Для защиты от нападения соседей ему понадобился уже опорный пункт, крепость, в которой оно могло укрывать в периоды опасности свои небогатые пожитки. Таких крепостей в ту пору возникло в Могилеве несколько; до наших дней сохранилась только одна, хотя в прекрасном, неприкосновенном почти виде»[14,с.1].И далее: «На основании топографических условий можно утверждать, что одна из крепостей была расположена на том отроге гористого берега, где в настоящее время находится сад Дембовецкого. Даже в настоящее время, если провести здесь ров от правого угла губернаторского дома к левому заднему углу здания окружного суда и уничтожить пешеходный спуск к Днепру, получится крепость, почти неприступная для примитивных войск того времени. Другая крепость должна была находиться там, где ныне так называемая Костерня. Обе эти крепости служили населению в продолжении всего дальнейшего доисторического времени, а затем, впоследствии, вошли в состав могилевского замка»[15,с.1].
В дальнейшем же ученый скорректировал свою позицию и пришел к следующему заключению: «Время основания Могилева, до издания актов Литовской метрики, нельзя пока установить документально, но можно предполагать, что, как город, он возник не раньше Х1Ув., когда Приднепровье отошло к Литве. В актах же имя Могилева начинает встречаться лишь с ХУ1века. Но как поселение, Могилев существует со времен весьма отдаленных, хотя настоящее свое название стал получать уже в позднейшую эпоху пришествия славян, нашедших здесь могильники первобытных обитателей… Подобное городище, но гораздо больших размеров, имелось и на Валу, обращенном ныне в бульвар. Городище это в ХУ1в. было утилизировано для постройки польского королевского замка и никаких следов от него не сохранилось…»[16,с.34-36].
Иными словами, первые исследователи и могилевских летописей и хроник и могилевских древностей(С.И.Соколов, Н.Г.Гортынский, М.В.Фурсов, Е.Р.Романов) допускали два варианта возникновения Могилева, их мнения разделяли и авторы первых трудов по истории Беларуси. Таким образом, благодаря составителям местных летописей, хроник и «записок», теории возникновения Могилева нашли свое отражение в историко-документальном фонде города, а усилиями первых историографов стали восприниматься как серьезная научная проблема. Если в 30-50гг.исследователи еще только вырабатывали методику исследования, то в конце XIX-начале ХХв. методика была отработана, предстояло начинать обширное полноценное изучение и делать широкие обобщающие выводы из сопоставления различных имеющихся источников [17,с.275].На отдельных направлениях историко-археологического изучения возникновения Могилева удалось продвинуться достаточно далеко, другие направления активно разрабатываются, третьи — еще ждут своих исследователей.
Литература:
1.Разные записки, касающиеся до Белорусской епархии и здешнего
благочестия. — Археографический сборник документов относящихся к истории Северо — Западной Руси. — T.V. (дополнительный) / изд. О.Щербицким и А.Демьяновичем — Вильна,1871 — с.120 — 124
2.Баркулабовская летопись — Полное собрание русских летописей.-
Т.XXXII — М.:Наука,1975 -234 с.
3.Могилевская хроника Т.Р.Сурты и Ю. Трубницкого. — Полное собрание
русских летописей. — T.XXXV — Приложение I. — М.:Наука,1980. — 305 с.
4.Улащик,Н.Н. Введение в изучение белорусско-литовского летописания /
Н.Н.Улащик — М.:Наука,1985-220 с.
5.Хроника белорусского города Могилева.Собранная и писанная
Александром Трубницким, регентом Могилевской магдебургии, во второй половине XVIIIв.,а в впервой половине XIX продолженная его сыном губернским секретарем Михаилом Трубницким // Переведена с польского подлинника Николаем Гортынским. — ЧОИДР — 1887 — кн.З — отд.1. — с. 1 — 142.
б.Записки игумена Ореста. — Археографический сборник документов относящихся к истории Северо — Западной Руси. — T.II. — Приложение — Вильна: Печатня Губернского Правления,1867 — с4 — CI.
7.Предания об основании Могилева/Могилевские губернские
ведомости.Часть неофициальная к №9 за 1847г.
8.Историческое обозрение Могилевской губернии/Могилевские
губернские ведомости. Отдел второй. Часть неофициальная к №11 за1848г.
9.Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с
присовокуплением и других сведений к ней же относящихся./Сост. Генерал-майором Мих. Осип.Без-Корниловичем — Санктпетербург:В типографии 3-го Отд.Собств.Е.И.В.Канцелярии,1855 — 355с. 10.Обозрение истории Белоруссии с древнейших времен/Сочинение О.Турчиновича-изд.В.А.Исакова — Санктпетербург:В типографии Эдуарда Праца,1857 — 303с.
11.Об основателе губ.г.Могилева/Могилевские губернские ведомости. Часть неофициальная к №1 за 1869г.
12.Памятная книжка Могилевской губернии на 1861 год, изданная
Могилевским Губернским Правлением.- Отд.1У.Сведения исторические. — с.1-107.
13.Опыт описания Могилевской губернии.В 3кн. Кн.1.- Репринт — изд.- Могилев: Амелия Принт,2007- 844с.
14.Е.Романов.К вопросу о времени основания Могилева/Могилевские губернские ведомости.Часть неофициальная — 1897. — №102.
15.Е.Романов.К вопросу о времени основания Могилева/Могилевские губернские ведомости.Часть неофициальная. — 1897. — №105.
16.Могилев / Записки Северо-Западного отдела Императорского Русского географического общества.- Книжка 3-1912-Вильна:Типография Иосифа Завадского,1912. с.34-36.
17.Алексеев.Л.В.,Богданов,В.П. Западные земли домонгольской Руси в историко-археологическом
осмыслении./Л.В.Алексеев;В.П.Богданов:Ин-т археологии РАН;МГУ им.М.В.Ломоносова — М.:Наука,2009. — 336с.
Б.И. Сидоренко, Могилев (Беларусь),
ЧУО «БИП-Институт правоведения»