» » РИМСКИМ КЛУБ

РИМСКИМ КЛУБ

29 декабрь 2016, Четверг
618
0
РИМСКИМ КЛУБ

Римский Клуб - международная общественная организация,
объединяющая около ста предпринимателей, управляющих, политических деятелей,
высокопоставленных служащих, доверенных экспертов, деятелей культуры, ученых из
стран Западной Европы, Северной и Южной Америки и др. Свою деятельность Клуб
начал в 1968 году со встречи в Академии Деи Линчеи в Риме - отсюда и название
Клуба. Президент Клуба - вице-президент компании "Оливетти”, член
административного совета компании "Фиат” Аурелио Печчеи. У Клуба нет штата и
формального бюджета. Координирует его деятельностью исполнительный комитет в
составе 8 человек. Изначально финансирующие деятельность Клуба итальянская
фирма "Фиат” и западногерманский концерн "Фольксвагенверк”, были заинтересованы
в систематическом анализе перспектив энергетической и сырьевой проблем, с
которыми связаны возможности расширения рынков сбыта автомобилей. Но ученые -
кибернетики, экономисты, социологи и др., привлеченные для разработки этих
прогнозов, в своих отчетах охватывали более широкий круг вопросов, связанный с
глобальными проблемами. Одной из главных задач Римский Клуб считал привлечение
внимания мировой общественности к глобальным проблемам, которые проявили себя
во второй половине 60-х годов. Из этого следуют и основные цели, которые
поставили перед собой деятели Римского Клуба:
дать обществу методику, с помощью которой можно было бы
научно анализировать "затруднения человечества”, связанные с физической
ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления -
этими "принципиальными пределами роста”;
донести до человечества тревогу представителей Клуба
относительно критической ситуации, которая сложилась в мире по ряду аспектов;
"подсказать” обществу, какие меры оно должно предпринять,
чтобы "разумно вести дела” и достичь "глобального равновесия”.
Время создания Римского Клуба (60-70 гг.) выпало на
противостояние двух политико-экономических систем: капиталистической и
социалистической. Несмотря на это, проекты предусматривали интеграцию соцлагеря
в единую мировую экономическую систему. Восточная Европа и СССР уже тогда
планировались идеологами "Нового Мирового Порядка”, как потенциальные рынки
сбыта продукции высокоразвитых капиталистических стран, как источник дешевой
рабочей силы, как сырьевая база и место первичной, "грязной” переработки сырья,
как угодья для "охоты за головами”.В этом аспекте позитивность проекта Клуба
имеет явный крен в пользу государств самой сутью которых являются такие
категории, как либерализм, прагматизм, мондиализм.
Создатели Клуба задумывали его как некий форум,
представляющий самые разные взгляды и мнения, где нет или не обязательна единая
точка зрения. Римский Клуб организует и проводит ежегодные конференции и
обращается к общественности с так называемыми "докладами Римскому Клубу”.
Доклады эти готовят независимые рабочие группы, исследующие по заказу Клуба
критические аспекты складывающейся в мире ситуации. Заказ Клуба определяет лишь
тему и гарантирует финансирование научных исследований, но ни в коем случае не
влияет ни на ход работы, ни на ее результаты и выводы; авторы докладов, в том
числе и те из них, кто входит в число членов Клуба, пользуются полной свободой
и независимостью. Заметим, что работы финансируются не из средств Клуба,
который располагает весьма скромным бюджетом, а из внешних источников, обычно
путем привлечения различных фондов. Получив готовый доклад. Клуб рассматривает
и утверждает его, как правило, в ходе ежегодной конференции, нередко в
присутствии широкой публики - представителей общественности, науки,
политических деятелей, прессы, - а затем занимается распространением
результатов исследования, публикуя доклады и проводя их обсуждение в разных
аудиториях и странах мира.
В 1970 г. Форрестер разработал модели "Мир-1” и "Мир-2”,
включив в них население, производство сельскохозяйственной и промышленной
продукции, природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, и
продемонстрировал членам Римского Клуба первые машинные прогоны этих моделей.
Эксперимент произвел сильное впечатление, и помощнику Форрестера Деннису
Медоузу было поручено руководство дальнейшей работой. Медоуз возглавил
международную группу исследователей, в которую, в числе других 17
исследователей, вошли жена Денниса Донелла Медоуз, биофизик; физик Юрген
Рэндерс и инженер Уильям В. Беренс. На основе моделей Форрестера была создана
модель "Мир-3”, и результаты исследования были опубликованы в 1972 г. под
названием "Пределы роста”, как первый доклад Римскому Клубу. "Человек,-
говорилось в нем,- увидел пределы мировой системы и те ограничения, которые они
накладывают на численность населения Земли и деятельность людей. Сегодня более
чем когда-либо человек стремится все быстрее наращивать количество
обрабатываемой и населенной земли, производства, потребления, затрат и пр.,
слепо веря, что среда его обитания выдержит подобную экспансию, что другие
уступят ему место, что наука и техника уничтожат все препятствия на его пути.
Мы хотим установить тот уровень, на котором стремление к росту остается
совместимым с размерами нашей небольшой планеты и с основными потребностями
формирующегося мирового сообщества от снижения социальной и политической
напряженности до повышения уровня жизни каждого человека. Второй целью было
помочь определить и исследовать основные факторы, влияющие на долгосрочное
поведение мировой системы, и их взаимодействие. Мы уверены, что необходимой
здесь суммы знаний получить нельзя, если концентрировать внимание, как это
часто делается, на национальных системах и краткосрочном анализе. Мы не
собирались создавать футурологический проект. Он должен был стать - и стал -
анализом существующих тенденций, их влияния друг на друга, их возможных
результатов. Наша цель - предупредить о мировом кризисе, который может
возникнуть, если позволить этим тенденциям развиваться в том же направлении, и
тем самым предложить внести изменения в политические, экономические, социальные
системы, чтобы исключить возможность подобных кризисов” (Meadows D. L. et al. The
Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of
Mankind. New York: Universe Books. 1972).
Доклад "Пределы роста”, разошедшийся более чем в пяти
миллионах экземпляров, положил начало целому ряду докладов Римскому Клубу, в
которых получили глубокую разработку вопросы, связанные с экономическим ростом,
развитием, обучением, последствиями применения новых технологий, глобальным
мышлением. Результаты прогонов модели, представленные в первом докладе Римскому
Клубу "Пределы роста” (1972),- поразили мир и вызвали ожесточенные, долго не
утихавшие споры и возражения специалистов, которые сочли модель неадекватной и
неспособной отразить всю сложность мира и мировой проблематики, а заключения об
опасностях экономического роста, получившие название концепции "нулевого
роста”, опасными и вредными.
Неоднозначно отнеслись к первому докладу и сами члены
Римского Клуба. Так, известного немецкого специалиста в области системного
анализа Эдуарда Пестеля, по его собственному признанию, уже при самых первых
прогонах насторожило то, что "не было сделано ни малейшей попытки описать
"мир”, или, по крайней мере, пару "Север-Юг”. "Когда же,- продолжает Пестель,-
по моему настоянию такая попытка была сделана, оказалось, что метод "системной
динамики” не годится для работы с региональной мировой моделью. Мир,
рассматриваемый как монолитная целостность, приобрел не обобщенность, а
однородность. Сама суть мировой проблематики - внутренняя противоречивость -
оказалась искаженной”.
Опираясь на многочисленные критические замечания и
собственные соображения, касающиеся сложности глобальной системы. Эдуард Пестель
и американский математик Михайле Месарович приступили к разработке иной модели
мира на основе предложенной Месаровичем в конце 60-х гг. теории многоуровневых
иерархических систем. Обосновывая свой подход, Михайле Месарович писал: "Чтобы
надежно, достоверно и систематически охватить весь комплекс факторов, связанных
с проблематикой, модель должна иметь иерархическую структуру, где каждый
уровень иерархии отражает эволюцию мировой системы в контексте, сформированном
определенным набором законов и принципов. Среди этих уровней можно назвать
геофизический, экологический, технологический, экономический,
институциональный, социально-политический, культурноценностный и уровень
биологии человека. Такой подход позволяет оптимально использовать
подтвердившиеся научные знания и доступную фактическую информацию” (Цит. по: Clark John, Cole Sam et al. Global Simulation Models.London: John Wiley and Sons, 1975. P. 16).
B 1974 г. Месарович и
Пестель, обобщив результаты прогонов модели, представили Римскому Клубу второй
доклад под названием "Человечество на перепутье”, предлагающий в ответ на
критику идеи "нулевого роста” концепцию "органического роста”, согласно которой
каждый регион мира должен выполнять свою особую функцию, подобно клетке живого
организма.
В основе идей "нулевого” и "органического” роста лежит
именно стремление ограничить ту или иную форму роста и найти выход за счет
разнообразия этих форм. То же устаревшее понимание определяет современную
стратегию экологической защиты, торгового протекционизма, стихийные движения к
патриархальным ценностям, национальной или расовой изоляции. Все это не
снимает, а усиливает противоречия развития. Стратегии изоляции или
противодействия не решают и не могут решить долговременных задач, возникших на
современном этапе развития. Изоляция в современном мире попросту невозможна, а
вместо противостояния нам придется выйти на новый уровень взаимодействия,
признав объективную реальность, чтобы не "переделывать мир”, а налаживать жизнь
на этом новом уровне. Другими словами, вместо поисков способов защиты от
негативных последствий процессов, происходящих в старой структуре, надо
пытаться перейти к новой структуре "кооперативного” взаимодействия, когда новые
процессы станут одним из источников будущего развития.
Первые доклады, особенно "Пределы роста” с его всемирным
резонансом, дали мощный толчок работам в области глобального моделирования,
развернувшимся в 70-е гг. Однако с разработкой все новых и новых моделей они
привлекали все меньше и меньше внимания общественности, становясь узкой сферой
деятельности и интересов специалистов. Римский Клуб прислушался к
многочисленным упрекам в "техницизме” и стал искать более широкие подходы к
глобальной проблематике.
К тому времени уже высказывалась серьезная озабоченность
состоянием мировой валютной системы, испытавшей настоящий шок в конце 60-х -
начале 70-х гг., когда по разным странам мира прокатилась волна инфляции, а
также мировой торговли в рамках ГАТТ, вызывавшего все большее недовольство
развивающихся стран. Эти проблемы стали предметом обсуждения в Организации
Объединенных Наций, к которому был привлечен и Римский Клуб. Высказанные в ходе
дискуссии предложения не удовлетворили членов Клуба и было решено организовать
разработку собственного проекта перестройки структуры мировой экономики. Вскоре
проект получил более общее название - "Пересмотр международного порядка”,
поскольку, по общему мнению, ставя акцент на экономических проблемах, нельзя
оставлять в стороне социально-политические вопросы. Руководство рабочей группой
взял на себя известный нидерландский экономист, лауреат Нобелевской премии Ян
Тинберген. Позже он так сформулировал свои задачи: "Признавая важность принятых
ООН резолюций и Хартии экономических прав и обязанностей государств, но
сознавая в то же время неопределенность и спорность многих их положений, доктор
Печчеи предложил мне создать и возглавить группу специалистов, способных
ответить на вопрос: можно ли предложить руководителям и народам стран мира
такой новый порядок, который позволит реально и наиболее полно удовлетворить
основные потребности сегодняшнего дня и возможно нужды будущих поколений” (RIO: Reshaping the International Order. A
Report to the Club of Rome/Tinbergen, Dolman van Ettinger (Eds.), New-York: E.
P. Dutton. 1976).
Третий доклад Римскому Клубу "Пересмотр международного
порядка” был опубликован в 1976 г. Он существенно отличался от двух первых
докладов - здесь не применялась специальная научная методология, выдвигались
конкретные рекомендации, касающиеся принципов поведения и деятельности, основных
направлений политики, создания новых или реорганизации существующих институтов,
чтобы обеспечить условия для более устойчивого развития мировой системы.
Ожидалось, что доклад РИО, как его сокращенно называли по английской
аббревиатуре (Reshaping the International Order), будет иметь
значительное политическое звучание. Одна из основных идей доклада - идея
взаимозависимости, мысль о том, что неразрывные связи между поступками и делами
всех людей на Земле не позволяют действовать только ради собственной выгоды.
Главной целью мирового сообщества его авторы назвали обеспечение достойной
жизни и умеренного благосостояния всех граждан мира. По их оценкам, в 70-е годы
средний доход самых обеспеченных слоев мирового населения был в тринадцать раз
выше среднего дохода беднейших слоев; разрыв же между самыми высокими доходами
наиболее развитых стран и самыми низкими наиболее отсталых оказался во много
раз больше. Чтобы сблизить средний уровень доходов в мировом масштабе, доклад
рекомендовал развитым и развивающимся странам принять разные темпы
среднегодового роста доходов душу населения, а именно: чтобы при росте доходов
в развивающихся странах на 5 процентов в год, развитые страны оставались на
прежнем уровне. Для этого необходимы кардинальная перестройка властных структур
во всем мире и во всех областях (технической, экономической, политической,
военной), новая практика международных отношений, институциональной
деятельности, рыночной системы и многое другое. В заключительной части доклада
Элизабет Манн-Боргезе, принимавшая участие в его разработке, редактор
Британской энциклопедии, политолог, писала: "Пороки общества потребления”, на
мой взгляд, скорее следствия, чем причины трудностей, с которыми сталкиваются
некоторые благополучные страны... Причины потребительского образа жизни, гонки
вооружений, злоупотреблений технологией и неоколониализма кроются во внутренней
и внешней политике, во властных структурах: военно-промышленно-научном
комплексе, в "корпоративном обществе”. Это структурные ”и в глубоком смысле
политические причины. Мне представляется приоритетной задачей погасить их
негативное влияние. Все остальное приложится”.
Новую идеальную социальную организацию людей третий доклад
Римскому Клубу назвал "гуманистическим социализмом”, обеспечивающим равные
возможности внутри и между странами, основываясь на универсальных человеческих
ценностях. От третьего доклада ждали многого, но надежды не оправдались - время
для его появления было упущено: состоялась дискуссия в ООН, были опубликованы
посвященные тем же вопросам доклады "комиссии Пирсона”, сформированной по
инициативе Мирового банка и министра обороны США Роберта Макнамары, и "комиссии
Брандта”, рекомендовавшей пересмотреть кредитную систему и наладить более
тесное взаимодействие между частными банками, правительственными органами,
институтами ООН, Мировым банком. Международным валютным Фондом, внеся в
соглашения ГАТТ изменения в пользу развивающихся стран. Доклад РИО прошел
практически незамеченным, и глубоко задетые этим члены Римского Клуба
приступили к разработке новой стратегии своей деятельности.
Следующий этап в деятельности Римского Клуба отмечен
переходом от количественного анализа глобальных проблем к качественному анализу
человеческого бытия, системы целей и ценностей. На первый план вышла концепция
"нового гуманизма”, идея о первостепенном значении личных человеческих качеств,
которые обеспечат "человеческую революцию”, "революцию сознания” и преображение
общества. Все эти понятия появились в опубликованном в 1977 г. докладе под
названием "Цели для человечества”. Основой для него стала концепция глобальной
солидарности, путь к которой откроют "революция мировой солидарности”,
перестройка сознания, формирование нового "глобального этноса”, когда нормы
поведения человека и нормы государственной политики будет определять "новый
стандарт гуманизма”. Чтобы начать "революцию мировой солидарности”, необходимо
было, по мнению авторов, сформулировать цели мирового развития и познакомить с
ними широкую общественность. Рабочая группа под руководством профессора философии,
системных наук и политологии Эрвина Ласло проанализировала на национальном и
транснациональном уровнях "атлас целей” различных регионов, стран, церквей,
многонациональных корпораций, ООН, других международных организаций, опросив
максимально возможное число представителей самых разных сфер и направлений
человеческой деятельности, и выдвинула четыре глобальные цели. Это глобальная
безопасность - прекращение гонки вооружений, исключение войн и конфликтов,
отказ от насилия; решение продовольственной проблемы в глобальном масштабе -
ликвидация голода, создание мировой системы, позволяющей удовлетворить
потребности в продовольствии всех людей на Земле; глобальный контроль за
использованием энергетических и сырьевых ресурсов - разработка рационального и
экологически безопасного энергопользования, контроль над технологией,
экономически эффективное природопользование; глобальное развитие,
ориентированное на качественный рост, а именно - повышение качества жизни,
социальная справедливость в распределении материальных и духовных благ.
Авторы доклада попытались предложить и несколько
практических сценариев "революции мировой солидарности”. В одном из них главная
роль отводится религиозным общинам и интеллектуальным группировкам, которые,
осознав кризисную ситуацию, оказывают воздействие на национальную политику и
народные массы: проповеди и научные дискуссии, провозглашая, утверждая новые
цели и ценности, влияют на мировосприятие людей и сплачивают их, в то же время
вынуждают действовать правительства и финансово-промышленные круги. В другом
предполагается, что политические лидеры, правительственные круги организуют
обсуждение насущных проблем, привлекая к ним внимание ученых и религиозных
деятелей, которые с помощью средств массовой информации воздействуют на общественность,
побуждая людей изменить способы потребления, что, в свою очередь, влияет на
бизнес. Или - в иной последовательности: правительство обращается к бизнесменам
с призывом проводить необходимые реформы, бизнесмены вступают в контакт с
религиозными деятелями и влиятельными представителями науки и культуры,
обладающими авторитетом в глазах общественности. Ученые, религиозные деятели,
представители деловых кругов одной страны могут повлиять на своих коллег в
других странах, после чего можно будет "всем миром” рассмотреть критические
проблемы и выработать общие пути решения.
В то же время шла работа над серией докладов, посвященных
отдельным наиболее важным аспектам мировой проблематики. Одновременно с
докладом группы Ласло в 1976-78 гг. разрабатывался проект под названием "За
веком расточительства”, более детально рассматривающий затронутую в "Пределах
роста” проблему природных ресурсов. Коллектив исследователей возглавили
известный британский физик Деннис Габор, удостоенный в 1971 г. Нобелевской
премии за открытие голографии, и итальянский специалист в области управления
Умберто Коломбо. Была сделана попытка исследовать мировой научно-технический
потенциал, выявив возможности его использования для решения энергетических,
сырьевых и продовольственных проблем. Доклад утверждал, что современный уровень
развития науки и техники позволяет решить практически все проблемы, связанные с
дефицитом сырья, ресурсов, энергии и продуктов питания, что пределы
экономического роста, возникновение и обострение глобальных проблем обусловлены
недостатками социально-политических механизмов и институтов и, чтобы обеспечить
дальнейшее поступательное развитие цивилизации, необходимо построить "зрелое
общество” с высоким качественным уровнем жизни для людей Земли при условии их
разумного отношения к природе.
В 1979 г. появились сразу два доклада Римскому Клубу:
"Энергия: обратный счет”, подготовленный французским исследователем,
профессором Национальной школы искусств и ремесел Тьерри Монбриалем и
предупреждавший о возможности "второго энергетического кризиса”, и "Нет
пределов обучению”, подготовленный под руководством американского специалиста в
области образовании Джеймса Боткина, ученого из Марокко Махди Эльманджры и
профессора Бухарестского университета Мирчи Малицы. К этой серии докладов можно
причислить и более поздний проект "Будущее Океанов”, завершенный в 1984 г. под
руководством Элизабет Манн-Боргезе.
В докладе "Нет пределов обучению” основными целями
человечества названы выживание и обеспечение человеческого достоинства. Возможность
трансформации мира, по мнению авторов, открывает концепции "инновационного
обучения”, под которым понимается не только школьное, университетское или
профессиональное образование, но и широкий общий подход к жизненному поведению
и мировоззрению человеческой личности, основанный на "человеческой инициативе”.
Воспитание, развитие сознания человека должно быть "превосходящим” вместо
нынешнего "запаздывающего”, которое неспособно вести человека в ногу со
временем, а лишь адаптирует его к уже случившемуся. Авторы доклада призвали
строить будущее, срывая с него налет непроницаемости, предложили обучать людей
адекватному поведению перед лицом новых ситуаций, предвидению будущего, оценке
последствий принимаемых решений, активному участию в формировании будущего.
Человек должен участвовать в общественной жизни так, чтобы было обеспечено
органическое сочетание прав личности и ее ответственности за судьбу
человечества, свободное развитие каждого и интеграция всех людей в единое
сообщество в условиях глобального сотрудничества, основанного на
гуманистических ценностях.
В 80-е гг. появляются доклады Римскому Клубу, объединенные
одной широкой темой, постоянно заботившей его членов,- проблемой
взаимоотношений между "Севером” и "Югом”, разрыва между развитыми и развивающимися
странами. Это работы сотрудника Министерства национальной экономики Франции
Мориса Гернье "Третий мир - три четверти мира” (1980); "Императивы
сотрудничества между Севером и Югом” (1981) Жана Сен-Жура, директора
Департамента экономического прогнозирования Министерства финансов Франции;
"Третий мир способен себя прокормить” (1984) Рене Ленуара и "Босоногая
революция” (1988) Бертрана Шнайдера. Гернье анализирует исторически сложившиеся
пути экономического и культурного развития стран Азии, Африки и Латинской
Америки и предлагает альтернативные направления, предусматривающие возможность
самообеспечения развивающихся стран, для чего, по мнению автора, необходима
реорганизация сельского хозяйства на принципах децентрализации. В "Босоногой
революции” рассматриваются практические результаты нескольких малых проектов,
осуществленных в странах Азии, Африки и Латинской Америки различными
исследовательскими рабочими группами. Предлагается перейти от микропроектов к
интегрированным программам развития, разработанным с учетом глобальной
перспективы, и проводить эти программы через прекрасно зарекомендовавшие себя в
ходе уже осуществленных проектов неправительственные организации. Это, в
сущности, новый подход к развитию: инициатива переходит от Севера к Югу; приоритетным
для политики становится удовлетворение потребностей сельского населения; больше
внимания уделяется не импорту-экспорту продовольствия, а его местному
производству и потреблению. "Босоногой революций” Шнайдер называет процессы,
происходящие сегодня в развивающихся странах. Это, по его мнению, мирная,
ненасильственная революция, не вязанная с политическими партиями и
идеологическими структурами, но способная перерасти либо в плодотворное
политическое движение, либо в анархический разрушительный процесс в зависимости
от того, какие силы умеют ей воспользоваться.
Опубликованный в 1980 г. доклад "Маршруты, ведущие в
будущее”, автором которого стал директор Международного института управления
Богдан Гаврилишин (США), вновь вынес на обсуждение модель будущего мирового
порядка, основанного на сосуществовании различных культур, религий, образов
жизни, на коллегиальном руководстве, представительной демократии на высоком
уровне и прямой на более низких. В своих рассуждениях Гаврилишин опирался на
три, на его взгляд, основных качества человека: способность накапливать знания
и опыт, обмениваться информацией, связанной с формированием будущего, а также
творческие возможности и интуицию, позволяющие делать неожиданные открытия,
глубоко познавать окружающее; способность организовывать личную и общественную
жизнь во всех ее разнообразных аспектах; способность руководствоваться
ценностными представлениями, для осуществления которых необходимы определенные
условия. Проявление этих качеств, по мнению Гаврилишина, тесно связано с
эффективностью общества, поскольку доминирующая в государстве система ценностей
определяет систему норм поведения, закрепленную в идеологии, юридических и
моральных кодексах; организационные способности человека, подчиняющиеся
ценностям и нормам поведения, выражаются в политическом руководстве обществом и
позволяют создать другой ключевой элемент общественного строя - экономическую
систему; наконец, способности человека к обучению и изобретательству порождают
еще один ключевой элемент - технологию. По Гаврилишину, с течением времени
ключевые компоненты общественного строя - система ценностей, политическая,
экономическая и технологическая системы - изменяются, причем разными темпами:
система ценностей очень медленно, устойчивостью отличается и политическая
система, тогда как технология в последнее время развивается с огромной
скоростью. Когда одни элементы начинают изменяться, а другие стремятся стоять,
возникают кризисные явления, продолжающиеся до тех пор, пока не возникнут новые
ценности и нормы поведения. Легче всего внести изменения в экономическую
систему, скажем, перейти от свободной торговли к регулируемому рынку, но
попытки изменить систему политическую, как правило, наталкиваются на серьезное
сопротивление. В пример Гаврилишин приводит три системы ценностей в трех
государствах США, СССР и Японии.
Понятие индивидуальной конкуренции породило определяющую
политическое руководство США идею противодействия - парламентарную демократию с
разделением законодательных, исполнительных и юридических органов, а также
основанную на свободном предпринимательстве экономическую систему. Но
неограниченная свобода конкуренции и предпринимательства, по Гаврилишину, более
не способна обеспечить эффективность общественного строя. Советское государство
провозгласило принципы равенства и коллективизма. Вкладывая в общий фонд "по
способностям”, советский человек принял политическую власть, действующую в
отсутствии какой-либо официальной оппозиции, и централизованную экономическую
систему. На практике ее эффективность оказалась очень низкой, несмотря на
обеспеченность страны ресурсами, запасы плодородных земель и потенциал
квалифицированной рабочей силы. И, наконец, Япония, где преобладают ценности и
нормы группового сотрудничества, корни которого в единомыслии и согласии внутри
семьи, основанной на строгих принципах патернализма. В политической системе
представители различных слоев общества, придерживающихся разных взглядов,
участвуют в процессе принятия решений, отыскивая единую точку зрения и разделяя
ответственность за последствия. Гаврилишин утверждает, что принципы группового
сотрудничества живут в любом обществе, хотя часто либо дремлют, либо остаются в
пренебрежении в атмосфере лихорадочной конкуренции. Если пробудить их, то во
всем мире в конце концов установится общественный строй, основанный на этих
ценностях, который, конечно, обретет разные институциональные формы в разных
государствах, соответственно их историческому опыту, уровню развития,
масштабам, качеству человеческих и материальных ресурсов.
Несколько особняком в ряду докладов Римскому Клубу стоят
доклады Орио Джарини "Диалог о богатстве и благосостоянии” (1980), а также
доклад "Микроэлектроника и общество” (1982), представляющий собой сборник
статей. В первом из них видный итальянский экономист Джарини проводит глубокий
анализ современных экономических тенденций и обращается к мышлению, породившему
нынешнюю экономическую систему. Он предлагает пересмотреть понятия "богатство”
и "благосостояние”, задуматься о способах потребления и создать новую концепцию
экономики, представляющую собой синтез экономики и экологии, найти новую
стратегию накопления богатства и достижения благосостояния, опираясь на
эколого-экономические ценности. В докладе "Микроэлектроника и общество: на
радость или на горе”, составленном польским философом-марксистом Адамом Шаффом
и западногерманским ученым Гюнтером Фридрихсом, на большом фактическом
материале рассмотрены различные аспекты компьютеризации мира и вторжения
микропроцессоров во все сферы жизни общества, особенно в промышленное производство,
информационное обеспечение и образование. Авторы выявили двойственные
последствия микроэлектронной революции, которая, с одной стороны, открывает
возможности для повышения производительности труда и эффективного обмена
информацией, развития экономики услуг, а с другой ведет к массовым увольнениям
в традиционных отраслях промышленности, к усилению контроля над людьми и
давления на них с помощью электронных досье и, в конце концов, к роботизации
человека. Исследователи видели свою задачу в том, чтобы поставить проблемы и
призвать к их осмыслению и решению.
Со смертью в 1984 году А.Печчеи Римский Клуб прошел пик
популярности, что в немалой степени обусловлено академическим характером его
исследования. На повестке дня вопрос о переходе от "хорошо понятой тревоги” к
научно-практической деятельности по рационализации взаимодействия человечества
с окружающей средой. Все большую известность приобретает Институт экотехники -
неправительственная организация клубного типа (председатель М.Нельсон),
учрежденная группа энтузиастов в 1969 году, которая с 1976 года проводит
конференции в поместье "Ле Марронье” близ города Экс-ан-Прованс во Франции.
Генезис парадигмы Института экотехники обусловлен нуждами к практической
космонавтики в создании искусственных биосфер. Естественным следствием опыта
конструирования биосфер с заданными свойствами стало стремление обогатить и
улучшить Биосферу-Г Накопленный опыт был осмыслен на основе учения о ноосфере.
В интерпретации Института экотехники суть ноосферы - гармоничный синтез
биосферы и техносферы. Под техносферой понимается "глобалтех” - вид культуры,
имеющий ареалом распространения планетарный рынок. С точки зрения биосферной
культурологии факт экспансии "глобалтеха” в космос означает, что экологическое
равновесие достижимо лишь при выходе за пределы Биосферы-Г Ареалом экологически
устойчивого "глобалтеха” является космос, в котором техносфера воспроизводит
свое иное - Биосферу-П. Открытие космоса для биосферного митоза и порождение
множества конкурирующих биосфер означает превращение ноосферы в фактор эволюции
Вселенной.
Важное место среди докладов Римскому Клубу занимает доклад
Эдуарда Пестеля "За пределами роста”, который был сделан в 1987 г. в Ганновере.
В нем обсуждаются актуальные проблемы "органического роста” и перспективы
возможности их решения в глобальном контексте, учитывающем как достижения науки
и техники, включая микроэлектронику, биотехнологию, атомную энергетику, так и
международную обстановку. В 1988 г. он был издан почти одновременно в Москве и
Париже. В нем обсуждались актуальные проблемы "органического роста” и
перспективы возможного их решения в глобальном контексте, с учетом как
достижений науки и техники, так и международной обстановки. Автор доклада
приходит к выводу, что "дух ответственности должен и может пройти сквозь все
местные государственные и региональные границы, чтобы люди, на деле обученные
решать свои местные проблемы, были духовно и практически подготовлены к решению
проблем, затрагивающих наше глобальное всемирное достояние - океаны, внешнее
пространство, воздух, которым мы дышим, и главное, чтобы вооружить людей для
борьбы с опасностью, угрожающей их духовному и моральному богатству -
человеческим ценностям, к которым относится осознание своих обязанностей и
своих прав, терпимость и уважение к разным верам и разным расам, и, наконец, но
не в последнюю очередь, к нашему социальному и культурному наследию - основе
дальнейшего социального и культурного прогресса. Именно здесь лежит главная
возможность открыть перед миром дорогу к органическому росту и развитию”.
Посвященный памяти Аурелио Печчеи - основателя и первого президента Римского
Клуба - доклад как бы подводит итоги пятнадцатилетним дебатам о пределах роста
и делает вывод о том, что вопрос заключается не в росте как таковом, а в качестве
роста.
После выхода в свет работы Э. Пестеля "За пределами роста”
Римский Клуб на своих встречах в Москве и позднее в Испании пришел к выводу,
что, сохраняя ставшую традиционной систему докладов Клубу, следует попытаться
выступить впервые с докладом самого Римского Клуба, отражающим общую позицию
его членов. Окончательное редактирование этого доклада было поручено Александру
Кингу и Бертрану Шнайдеру. Таким образом, книга "Первая глобальная революция”
практически является отчетом Римского Клуба за почти 25-летнюю деятельность.
Этот доклад был подготовлен в 1990 г., переведен на русский язык и издан в
Москве в 1991 г. Авторы доклада провели системный анализ деятельности Клуба,
обобщили материалы докладов, представленных Римскому Клубу, проделали громадную
исследовательскую работу и на этой основе предложили программу действий для
решения мировой проблематики. В этом докладе Совет Клуба снова и снова
обращается к произошедшим в последнее время в мире переменам и дает
характеристику нынешнего состояния глобальной проблематики в контексте новой
ситуации в международных отношениях, возникших после окончания долгого
противостояния Востока и Запада; новой экономической ситуации, складывающейся в
результате создания новых блоков, появления новых геостратегических сил; новых
приоритетов в "традиционном” наборе глобальных проблем (развитие,
народонаселение, окружающая среда, ресурсы, энергетика, технология, финансы и
т. д.).
Введя на первом этапе своей деятельности понятие
"проблематики”
("problématique”), Римский Клуб в
последнем, или, вернее, первом собственном докладе предлагает новое понятие -
"разрешение” ("resolutique”), и продолжает насущно необходимое обсуждение новых
нормативных общественных ценностей: взаимодействия культур, болезней и пороков
общества, судеб демократии, переходных процессов в разных регионах мира,
проблем управляемости и управления глобальными процессами. Некоторые из этих
проблем уже получили дальнейшую разработку на конференциях Клуба, прошедших за
последние годы, и нам остается ждать следующих его работ, обращенных в будущее.
Доклад завершается определением основных перспектив деятельности Римского Клуба
в новых условиях.
В свое время Римский Клуб стимулировал международную
дискуссию, достигшую беспрецедентного размаха. Наблюдая за бесчисленными
симпозиумами, совещаниями и конференциями, мы поняли, что нельзя обсуждать
проблемы, не говоря об их практическом решении. Глобальный подход требует
взаимосвязанных глобальных действий на всех уровнях общественной структуры,
взаимосвязанных решений с учетом глобальной перспективы. Поэтому ответом на
мировую проблематику должна стать новая методология, вернее - новый действенный
и целенаправленный анализ, который предлагает Римский Клуб, называя его "путями
решения мировых проблем”. Его разработка, пропаганда и применение - наш долг.
Мы должны искать выход из сложных положений, который не может найти
государственная и международная бюрократия, стимулировать социальные и
гуманитарные нововведения, оказавшиеся в положении "бедных родственников” рядом
с техническими инновациями. Мы не предлагаем одновременно решать все глобальные
проблемы, что было бы невозможно, но считаем необходимым одновременно
воздействовать на их основные факторы. Огромное значение в этом плане имеет
проведенная Римским Клубом в Москве конференция "Устойчивое будущее России”.
Под эгидой Римского Клуба было подготовлено свыше 20
докладов, большая часть которых получила всемирную известность, составив серию
бестселлеров по глобальной проблематике. Подобная судьба постигла и последний доклад
Римскому Клубу, который полным изданием был опубликован в 1977 году на
английском языке под названием "Фактор 4: в два раза больше богатства из
половины ресурсов. Новый доклад Римскому Клубу" ( авторами его являются Э. фон
Вайцзэккер, А.Ловинс, Х.Ловинс). В этом докладе заявлена готовность решить
вопросы, поставленные в предыдущих работах Римского Клуба, прежде всего в
первом докладе "Пределы роста”. И хотя многие из высказанных предложений не
являются бесспорными, основная идея этого доклада вызвала небывалый интерес во
всем мире. Ее суть состоит в том, что современная цивилизация достигла уровня
развития на котором рост производства фактически во всех отраслях хозяйства
способен осуществляться в условиях прогрессирующей экономики без привлечения дополнительных
ресурсов и энергии. Человечество "может жить в два раза богаче, расходуя лишь
половину ресурсов”. О популярности этих идей свидетельствует хотя бы тот факт,
что подготовительные материалы доклада за два года были переведены более чем на
10 языков. Основная деятельность Римского Клуба сегодня направлена на
разработку идеи о необходимости экономного расходования имеющихся ресурсов.
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
mogilew.net Copyright © 2015-2018