» » Приобщение к европейским ценностям через праздники

Приобщение к европейским ценностям через праздники

05 декабрь 2018, Среда
259
0
Приобщение к европейским ценностям через праздники

Листая новостную ленту, наткнулся на возмущение молодежи по поводу того, что не хотят государственные учреждения проводить празднования Хэллоуина. Причем, возмущающихся было достаточно много.

После этих возмущений последовал официальный ответ, в котором чиновник достаточно скрупулезно подошел к вопросу и дал вполне развернутый ответ, что вызвало еще больше возмущений.


Поэтому я и решил немного разобраться в этих вопросах и рассмотреть, что это за праздники-то такие, и почему у молодежи такая тяга к ним, а также все-таки понять кто прав – чиновник или протестующие.
Начну с того, что мифотворчество не обходит ни одну сторону жизни, в том числе и такие важные события, как праздничные дни. Именно через праздники усваиваются культурные обычаи и мировоззрение.
Мифы, которые окружают то или иное событие носят совершенно разный характер. Какие-то разносятся коммерсантами, ставящими цель побольше сбыть товара, а потому придумывающие какие-то особенности празднику, чтобы привлечь публику.
Какие-то мифы призваны окультурить праздники, подогнав их под современные реалии, а какие-то мифы имеют цель заместить одни праздники другими. Не обошло это стороной и такие модные сейчас в среде белорусской молодежи праздники, как Самайн и Хэллоуин.
И, конечно же, оппозиция со своими целями, а коммерсанты со своими бросились популяризировать эти праздники. И те, и те, ища личной выгоды, первые для продвижения европейских ценностей, вторые для получения прибыли, стали не только популяризировать Самайн и Хэллоуин, но и создавать кучу мифов вокруг них.
Что же это за праздники такие и какое они имеют отношение к Беларуси? Из-за чего так всполошились свядомые, когда им ответили отказом на их предложение за государственные деньги отмечать Хэллоуин и Самайн?
Для начала разберем, что это вообще за праздники. Итак, начнем с более древнего – Самайна.
Самайн по сути являлся кельтским праздником окончания уборки урожая, современным языком это просто празднование окончания одного года и  начало следующего (Кельтская мифология: Энциклопедия. — М.: Издательство Эксмо, 2002 ISBN 5-699-01165-X).
Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн праздновали все народы, населяющие Британские острова, причем его ассоциировали с чем-то сверхъестественным и со смертью. При этом до сих пор в пользу этого не было приведено ни единого аргумента (HUTTON, RONALD, The Stations of the Sun: A History of the Ritual Year in Britain (Oxford: Oxford University Press, 1996).
При этом, этот языческий праздник продолжали справлять и уже после того, как было принято христианство. Например, при ирландском дворе в Таре праздновался в первые три дня ноября, при большом скоплении народа и с соблюдением всех древних традиций, ещё в XII веке (Бондаренко Г. В. Повседневная жизнь древних кельтов. — М.: Молодая гвардия, 2007. — С. 51-57. — 400 с. — ISBN 978-5-235-02969-9).
Традиционно считается, что Самайн как тёмный языческий праздник, связанный с мёртвыми, имеет корни как раз в христианстве и обязан такому представлению бурным фантазиям монахов X—XI веков, которые писали о нем в таком духе спустя два столетия утверждения Дня всех святых и примерно через 400 лет после принятия Ирландией христианства (HUTTON, RONALD, The Stations of the Sun: A History of the Ritual Year in Britain (Oxford: Oxford University Press, 1996).
Начиная с VIII века День всех святых начинает постепенно замещать Самайн, это связано с тем, что гэльские традиции смешивались с католическими обрядами, в ходе чего и начинает формироваться будущий Хэллоуин (Simpson, John. Oxford English Dictionary. — second. — London : Oxford University Press, 1989. — ISBN 0-19-861186-2).
Чем позднее, тем чаще в той же Ирландии и Шотландии его называли «праздником мёртвых», считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие свои гейсы. Начинался праздник в ночь с 31 октября на 1 ноября, считавшимся последним днём сбора урожая (Бондаренко Г. В. Повседневная жизнь древних кельтов. — М.: Молодая гвардия, 2007. — С. 53. — 400 с. — ISBN 978-5-235-02969-9).
Традиционно на Самайн делили собранный урожай, а также определялись с запасами на зиму. Сам праздник состоял из беготни вокруг костров и обрядовой части, проводимой друидами. При этом, следует напомнить, что нет ни одного свидетельства о том, что праздник имел какое-то значение, кроме сельскохозяйственного (Hutton, R., The Stations of the Sun: A History of the Ritual Year in Britain (Oxford: Oxford University Press, 1996).
Очевидно, что Самайн был изначально сельскохозяйственным праздником и только с увеличением влияния христианства стал приобретать черты, да и то только в представлении христиан, оккультности, тьмы и поклонения мертвым. Это связано, скорее всего, с тем, что христианские деятели пытались придать ему негативную окраску, с целью изжить его, заменив впоследствии своим праздником.

 Празднование Самайна на Западе. Как видите, никаких ряженных нет. Только друид, как и полагается по обычаю.[/caption]
Так, с течением времени появился, Хэллоуин, но о нем позже, а сейчас поговорим немного о таких же праздниках у нас. В силу повальной моды на все европейское, что существовало у нас ну очень давно, и, на мой взгляд, уже просто стало своеобразной частью нашей культуры, о наших праздниках знают еще меньше, чем об европейских.
Сведений, на самом деле не много, во всяком случае в доступном для всех виде и быстро находимых. Но кое-что мне удалось насобирать. Итак, наиболее древним, аналогом Самайна у нас был праздник Толока, являющаяся древним божеством, покровительствующим жатве и плодородию. Празднования в честь Толоки были радостными и светлыми событиями.
Празднование заключалось в том, что после того, как дожимали последнюю делянку и связывали последний сноп, делался венок и бросался жребий. Кому он выпадал, назначался Толокой (участвовали только девушки), после чего девушку украшали цветами и с плясками и песнопениями передавали ей ритуальный сноп, попутно укрывая ее белой тканью.
После чего выстраивались парами и следовали за выбранной Толокой в дом хозяина, который встречал все шествие хлебом и солью, кланялся ей в пояс, а Толока передавала ему ритуальный сноп, после чего Толоку хозяева отводили в специальный угол, а гости начинали пировать.
После пира девушка-Толока отдает венок хозяевам дома, а себе оставляет белое покрывало, которым ее укрывали и ее провожают все до дома (Древлянский П. Белорусские народные предания. — С. 111—120).
Так же аналогичными, но более поздними являются праздники – Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас, Дожинки (Обжинки), Богач и т.д. Про эти праздники информации уже намного больше, так как они относятся уже к христианскому периоду.
Так, например, у наших предков одним из праздников урожая в христианские времена был  «Богач». Символом дня являлся лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча, жито для «Богач» собирали со всей деревни, а в дом, где размещали «Богач», звали священника.
После совершения молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. После чего участники мероприятия отправлялись к следующему дому, в котором на целый год оставляли «Богач». Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия (Валодзіна, Васілевіч, 2004, с. 38—39).
Также, у восточных и западных славян в традиции имелся и такой праздник, как «Дожинки». Во времена средневековья в белорусских землях традиционно в деревнях в последний день жатвы самая уважаемая женщина отправлялась в поле.
С первыми лучами солнца она приступала к жатве. Позже к ней подтягивались и остальные женщины деревни. После того, как был собран последний сноп, каждая из участниц жатвы откладывала по одному колоску для общего дожиночного снопа.

После этого происходило торжественное шествие всех участников дожинок с дожиночным снопом к дому хозяина, где начинался праздник. Таким образом, мы видим, что на Западе христиане занимались очернением языческих праздников, чтобы изъять из народной памяти, а у нас их просто аккуратно перенаправили в новое русло, не изменив ни значения, ни наполнения.
Но беда далеко не в этом, а в том, что когда молодежи предлагаешь отмечать наши праздники, тем более «Дожинки» вынесены на государственный уровень, и являются нынче достаточно прогрессивным и современным праздником, по сравнению с тем же Самайном, молодежь отвечает, что это все веска и колхоз.
Правда, как бы это грубо не звучало, большая часть тех, кто так говорит, подходит под анекдот про то, что можно уехать из деревни, а деревня из тебя никогда. Говоря простым языком, не все круто, что модно, и все эти модные веяния с Запада ничем не лучше наших Родных традиций, тем более, что эти веяния, благодаря усилиям тех же Западных идеологов 10-12 веков, с душком, который они сами же и придумали.
Но это дело каждого, мое же дело донести до каждого, а вы уж сами, как говорится, выбирайте. Теперь же перейдем к еще одному празднику – «Хэллоуину».
Хэллоуин же, несмотря на то, что его связывают с историей Самайна, носит совершенно иной смысл и даже несмотря на то, что его называют Днем всех святых, он всего лишь празднуется в этот день, но не имеет совершенно никакого отношения к святым.
Так вот, праздник не является по сути и католическим, так как чаще всего верующие христиане западного толка воспринимают праздник нейтрально из-за его откровенной шуточности и наигранности. Римско-католическая церковь не считает праздник религиозным, но признаёт его связь с христианством (Feast of Samhain/Celtic New Year/Celebration of All Celtic Saints November 1. All Saints Parish (n.d.)), в связи с чем разрешает отмечать его в любых церковно-приходских школах (Halloween’s Christian Roots AmericanCatholic.org. Retrieved on October 24, 2007).
С чем только не пытались связать его историки – и с кельтским Самайном, и с римскими Паренталиями. Как только не пытались привязать его к другим праздникам, но все, что его реально связывает с Самайном и Днем всех святых, так это дата празднования.
А есть и те, кто из католиков выступает откровенно против, и это не смотря на то, что праздник, так или иначе имеет историю и уходит глубоко корнями в европейскую древность (Salem ‘Saint Fest’ restores Christian message to Halloween. www.rcab.org (n.d.).
Суть этого развлекалова заключается в том, что дети и взрослые надевали тканевые маски и ходили от одной двери к другой, требуя от хозяев угощение и мелко шаля, причём в обмен на деньги или еду изначально нужно было предлагать разные развлечения (Bannatyne, Lesley Pratt (1998) Forerunners to Halloween Pelican Publishing Company. ISBN 1-56554-346-7 p. 44).
Термин Trick-or-treat впервые стал использоваться в США (Stuart Christie (2002) The cultural and political formation of a west of Scotland «baby-boomer», Volume 1 Retrieved 2010-11-11), и впервые был использован аж в 1934 году («Halloween Pranks Keep Police on Hop, » Oregon Journal (Portland, Oregon), November 1, 1934, «The Gangsters of Tomorrow», The Helena Independent (Helena, Montana), November 2, 1934, p. 4, The Chicago Tribune also mentioned door-to-door begging in Aurora, Illinois on Halloween in 1934, although not by the term «trick-or-treating.» «Front Views and Profiles» (column), Chicago Tribune, Nov. 3, 1934, p. 17).
В переводе выражение  «Trick-or-treat» означает — шутка или угощение (распространённые варианты — проделка или угощение, сладость или гадость и др.) что указывает на шуточную угрозу нанести вред, если хозяин не даст детям угощений.
Даже из этого можно понять, что ни о каких святых или мертвых, или борьбе с нежитью речи не идет. Этот праздник изначально был просто развлечением, которое в силу своей интересности, да и вообще европейской практичности, стало все больше распространяться, пока не стало обычным коммерческим проектом, приносящим торговцам идеями баснословные барыши.

Для меня так и осталось загадкой, какое отношение имеют к Хэллоуину размалеванные абы как девушки, переодетые в ночных жриц, которые идут в какое-нибудь не очень дорогое питейное заведение и надираются там до поросячьего визга…[/caption]
Вот День всех святых имеет совершенно другую историю, из чего вполне видно, что никакого отношения к Хэллоуину он не имеет, как бы не пытались это втирать всякие журналисты, пытающиеся хайпануть на теме, и всякие коммерсанты, желающие на красивой легенде подзаработать.
А вот наши Колядки мало того, что имели точно такую же потешную сторону, но еще при этом были наполнены глубоким смыслом. По домам ходили ряженые, распевающие колядки — специальные песни, они водили с собой переодетых людей в «козу», иногда в «медведя», «журавля» и т.д. Колядующие устраивали представления у каждого двора, получая за это различное угощение и мелкие деньги. Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой.
Люди верили, что следующий год воздаст сторицей их щедрость.  Люди накрывали богато накрывали столы специальными колядными блюдами, а незамужние девушки гадали на будущее и суженого.
Понятно, что коммерсантам, толкающим всякое барахло и пойло, все равно под какую тему это толкать и им не интересно, что они делают – главное, чтобы приносило бабло. Но вот отношение празднователей Хэллоуина и Самайна вызывает вовсе не улыбку, а скорее недоумение.
Наши праздники совершенно ничем не уступают западным аналогам, при этом даже побольше наполнены смыслом и каким-то практическим значением, причем заточенным как раз под наши реалии восприятия. И вся проблема в том, что они, в силу этих своих особенностей, существенно сложнее в исполнении.
Оппозиция в принципе не сильно заинтересована в продвижении чего-то реально национального, она если и пытается это продвинуть, то только под соусом современных европейских ценностей. Это приводит к искажению наших праздников настолько, что они теряют свою идентичность и, соответственно, привлекательность, при этом не становятся западными в полном смысле слова и все равно не привлекают никого.
Оппозиции этого и достаточно, они внешне демонстрируют озабоченность белорусскими традициями, что делает их в представлении обывателей защитниками белорусских ценностей. А коммерсантам просто неохота заморачиваться над всеми сложностями, тонкостями и нюансами, так как это не приносит денег, и как раз наоборот, требует затрат, так как реализация сложнее.
А Самайн и Хэллоуин примитивны по своей натуре, как и вся современная европейская сущность, потому и проста в исполнении, так как не нуждается в каком-то глубоком смысле и наполнении. Вот и пользуется спросом у всяких забегаловок и барчел.
Так что, определенно начальник управления полностью прав в своем письме. У нас есть свое исконное, которое ничем не хуже иностранного, и продвигать мы должны именно свое, чтобы просто не раствориться в чужих культурах.
Дмитрий Перс

ТЕЛЕСКОП
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
mogilew.net Copyright © 2015-2018