» » Криштапович: Победа в Великой Отечественной войне — общее культурное достояние России и Белоруссии

Криштапович: Победа в Великой Отечественной войне — общее культурное достояние России и Белоруссии

06 июнь 2017, Вторник
455
0
Криштапович: Победа в Великой Отечественной войне — общее культурное достояние России и Белоруссии


[Доклад прочитан на международном молодёжном форуме «Общее культурное наследие России и Белоруссии», прошедшем в Смоленске 24 апреля 2017 г.]
1. Судьбоносное явление
В жизни любого народа всегда имеются смысловые пункты развития, своеобразные гены истории, в которых запечатлены характер национального самосознания, неразрывная связь поколений, историческая судьба. Таким, безусловно, смысловым пунктом нашей общерусской истории является Великая Отечественная война. Под общерусской историей в данном случае понимается история всех народов, живших в Советском Союзе, ибо для фашистов мы все: русские, белорусы, украинцы, казахи, узбеки, армяне, туркмены – одинаково были русскими советскими людьми. Именно в ходе Великой Отечественной войны наиболее рельефно проявился непобедимый дух советского народа, его свободолюбивая сущность, его нравственные и политические убеждения.
Победа Советского Союза над фашистской Германией и ее сателлитами – судьбоносное явление в мировой истории. Это вечная мировая и национальная ценность наших народов и всего человечества. Чувство человечности и патриотизма наших людей в годы Великой Отечественной войны достигло наивысшего накала. Стремление отстоять независимость страны, родную землю, свои алтари и очаги было неукротимым. Понимание этого объединило в общей ненависти к врагу и общем порыве людей всех национальностей, различного социального происхождения и положения. В народном самосознании того времени господствовал русский советский патриотизм, поскольку система ценностей советского общества разделялась подавляющим большинством населения страны. Отсюда и сопротивление врагу было всенародным. Все слои советского общества воспринимали войну против фашизма как войну священную, народную, спасительную, как Великую Отечественную войну.
2. Фальсификация исторического смысла
Все антисоветчики и русофобы не случайно направляют свой главный идеологический удар на разрушение смыслового пункта нашей отечественной истории – Великую Отечественную войну советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Зачем это делается? Затем, чтобы сменить ментальность наших людей, осуществить перекодировку их исторического сознания с национальной  на прозападную трактовку Великой Отечественной войны как Второй мировой войны и тем самым реализовать свои геополитические интересы на большом евразийском пространстве.
В чем выражаются геополитические интересы Запада на нашем евразийском пространстве? Во времена фашистской агрессии эти геополитические интересы состояли в уничтожении Советского Союза и советского народа как большого самостоятельного государства и великого суперэтноса  в интересах «жизненного пространства» немецких колонизаторов и гитлеровской «Новой Европы»; в настоящее время эти геополитические интересы Запада заключаются в сохранении так называемых «новых независимых государств» – этих своеобразных удельных княжеств современности и расчленении России на несколько якобы самостоятельных республик или, при невозможности реализации этого сценария, в привязке России в качестве сырьевого придатка в интересах западных корпораций и американского однополярного миропорядка. Поэтому противники России и Русского мира в настоящее время занимаются самой оголтелой фальсификацией Великой Отечественной войны в интересах западной олигархии и бюрократии.
Разрушая ментальные основы исторического сознания наших народов, тем самым разрушается все национальное самосознание, а следовательно, наши народы лишаются смысла своего исторического бытия, исчезают из истории как цивилизационная и духовно-культурная общность. Народ, лишенный своей истории, перестает быть народом, нацией, превращается в этнографический материал.
Эта фальсификация Великой Отечественной войны приобрела многоаспектный, многомерный, многоказусный характер. Весь этот калейдоскопический фальсификат целесообразно разделить на два вида: фальсификацию фактографическую и фальсификацию системною. В чем принципиальное отличие между этими двумя видами фальсификации Великой Отечественной войны? В том, что фактографическая фальсификация представляет собой или искажение, извращение реальных событий военного времени, или изобретение вымышленных «фактов» как подлинных явлений Великой Отечественной войны. Противодействие, разоблачение фактографической фальсификации о Великой Отечественной войне не представляет особых затруднений, поскольку такой фальсификацией затрагивается лишь поверхностное сознание человека, рассчитанное лишь на незнание им подлинной истории военных событий. Стоит только указать на искажение исторических фактов или вымышленный характер таких «фактов», как с фактографической фальсификацией в плане истины покончено. Например, взять такую фальсификацию, как приписываемое Сталину выражение – «у нас нет пленных, у нас есть предатели». На самом деле Сталин ничего подобного не говорил, а данная фальсификация, как указывал видный российский историк Виктор Земсков, была изобретена в писательско-публицистической среде в 1956 году на волне критики культа личности Сталина.  Следует сказать, что эта фальсификация и сегодня имеет «широкое хождение в публицистике, художественных фильмах и художественной литературе, но в научной литературе, по указанной причине, естественно, не используется» [1, с. 250].
Фактографическая фальсификация  истории Великой Отечественной войны характерна для деятельности такого деятеля «культуры», как Михаил Швыдкой. «Возглавив культуру», Швыдкой прославился финансированием за государственный счет откровенно антироссийских фильмов, направленных на грубое переписывание истории и на унижение нашей страны. Наибольшую известность получил фильм «Сволочи» — агитка, в которой чекисты изображались в виде извергов, забрасывавших в немецкий тыл малолетних беспризорников, обрекая их на верную гибель. Это выдавалось за подлинный  факт военного времени, хотя инициаторы создания этого фильма получили официальное письмо Федеральной службы безопасности России о том, что содержание фильма является наглой ложью! [2, c. 244]. Самое примечательное в том, что вскоре после премьеры выяснилось, что подобным занимались не cоветские чекисты, а немецкие фашисты.
Гораздо сложнее обстоит ситуация вокруг системной фальсификации Великой Отечественной войны. При системной фальсификации фальсифицируются не просто отдельные факты, а весь смысл Великой Отечественной войны, а следовательно, фальсифицируется все наше историческое знание и сознание о войне. И вместо действительной истории Великой Отечественной войны нашим людям навязывается совершенно ложный взгляд на битву наших соотечественников против фашистских агрессоров. Системная фальсификация сводится к замене реального смысла антиисторическим смыслом о Великой Отечественной войне. Проблема еще и в том, что внешне системная фальсификация, в отличие от фактографической, выглядит вполне объективной, даже для людей, знающих историю войны, и весь парадокс заключается в том, что зачастую люди, разоблачающие фактографическую фальсификацию, сами соглашаются или даже участвуют в конструировании системной фальсификации, нисколько не подозревая о такой метаморфозе.
3. Великая Отечественная война и Вторая мировая война: противоположные смыслы
Рассмотрим две основные системные фальсификации Великой Отечественной войны. Первая из них сводится к подмене Великой Отечественной войны Второй мировой войной. В западной историографии, а также в ряде работ в странах СНГ говорится только о Второй мировой войне, но тщательно избегают упоминания о том, что для наших народов это была не просто Вторая мировая война, а именно Великая Отечественная война [1, с. 24]. На первый взгляд, кажется, какая здесь может быть системная фальсификация? Ведь, действительно, хронологически это была Вторая мировая война, почему же нельзя это определение  использовать для характеристики нашего сражения с фашистами? Тем более, что Англия и США были нашими союзниками по антигитлеровской коалиции. Уже подобные размышления, ставящие знак равенства между нашей Великой Отечественной войной и их  Второй мировой войной, говорит о том, что мы вольно или невольно становимся на дорогу системной фальсификации о Великой Отечественной войне.
Да, для западных стран (Англии, США и других) – наших союзников по антигитлеровской коалиции – это была действительно Вторая мировая война. Вторая мировая война означает то, что это была традиционная война между западными странами за победу той или другой капиталистической группировки в этой войне. Аналогично, как это было в Первой мировой войне. Речь шла только о том, кому достанутся африканские, азиатские, тихоокеанские колонии: Англии, Франции, США или Германии, Италии, Японии? Речь шла только о том, кто будет доминатором буржуазного, западного мира: Англия, США или фашистская «Новая Европа» во главе с Германией? Никаких судьбоносных вопросов для человечества Вторая мировая война не решала, поскольку сама эта война лежала вне подлинных интересов человечества. Никаких принципиальных идеологических, мировоззренческих, ментальных различий между гитлеровской Германией и так называемыми западными «демократиями» не существовало.
Общеизвестно, что Гитлер неоднократно подчеркивал, что он является лишь учеником, последователем англичан, что он восхищается английской колониальной политикой, благодаря которой Англия обеспечила свое благополучие и процветание. Учиться у англичан немцам предписывалось на примере любимого Гитлером английского фильма «Жизнь бенгальского улана» (1935), в котором повествуется о храбрых и верных английских офицерах, противостоящих неблагодарным индусам, никак не соглашающимся примириться с британским владычеством в Индии. Просмотр этого фильма  был обязательным для всех членов СС. «Наша цель – заявлял 23 мая 1939 года фюрер, – расширение пространства на Востоке. И это пространство на Востоке должно стать германской Индией…» [3]. Гитлер, оказывается, хотел только следовать по стопам англичан и французов. Примечательно, что духовным отцом нацизма является  английский аристократ Хьюстон Чемберлен, который в своей книге «Основы ХІХ века» изложил расовое учение об английской «расе господ», которая должна править миром. Хьюстон Чемберлен считался великим зодчим нордической, то есть расистской теории. В гитлеровской Германии работа Чемберлена считалась библией нацистского движения. Книга одного из видимых гитлеровских деятелей Альфреда Розенберга «Миф ХХ века» не только продолжение, но и переложение  чемберленовских «Основ» [3]. Хьюстон Чемберлен пользовался большим уважением не только в Германии, но и в среде  аристократии и политической элиты Англии и США. Сам Уинстон Черчилль считал его великим мыслителем. Хьюстон Чемберлен именно в немцах видел свой идеал нордической расы. Он переехал в Германию, где умер в 1927 году. Вообще английская аристократия всячески способствовала восхвалению Гитлера как великого политика. Король Англии Эдуард VIII, будучи большим поклонником германского нацизма, всячески помогал Гитлеру в ликвидации ряда ограничений, наложенных на Германию Версальским договором. В частности, он одобрил занятие немецкими войсками Рейнской области, которая по Версальскому договору должна была быть демилитаризованной зоной. Любовь английской королевской семьи к нацизму – не только прошлое. И нынешние английские принцы любят продемонстрировать свою связь с нацизмом. Так принц Гарри в январе 2005 года в фашистской форме со свастикой на рукаве щеголял на вечеринке золотой молодежи в Лондоне. Как говорится, нацизм крепко укоренился в английскую королевскую семью. Но не только аристократия Запада боготворила Гитлера, ему курила фимиам значительная часть европейской интеллигенции. Известный фантаст Герберт Уэллс был убежденным англосаксонским нацистом и считал, что мир должны наследовать богатые люди, а все, кто сопротивлялся этому развитию событий, подлежат уничтожению[4]. Основатель современного олимпийского движения, почетный президент МОК Пьер де Кубертен, выступая по немецкому радио в 1936 году, назвал Гитлера «одним из лучших творческих духов нашей эпохи» [5].
Оказывается, фашизм – это интеллектуальное порождение западной буржуазной цивилизации. И это никакое не преувеличение. Уже после разгрома фашизма 28-летний Джон Кеннеди (будущий президент США), участвовавший в качестве репортера на Потсдамской конференции, писал, что «Гитлер одна из самых значительных исторических фигур. В нем была та материя, из которой рождаются легенды»[6].  С философской точки  фашизм представляет собой концентрированное и откровенное манифестирование человеконенавистнической ментальности западной аристократической и международной буржуазной элиты в отношении незападных народов. Колониальная политика Англии, Франции, Японии и вероломное нападение Германии на Советский Союз – это явления одного и того же ментального порядка. «Русский вопрос, — заявлял немецкий министр Маттиас Эрцбергер еще в 1919 году, — является не чем иным, как частью большого спора, который немцы ведут с англичанами в целях господства над миром. Нам нужны Литва и Украина, которые должны стать аванпостами Германии. Польша должна быть ослаблена. Если и Польша будет в наших руках, то мы закроем все пути в Россию, и она будет принадлежать нам. Для кого не ясно, что только на этом пути лежит будущность Германии». «Одним словом, возродилось забитое убеждение социалистов ХІХ века, что вся наша западная цивилизация возникла как преступление. Вспомните слова Прудона: «Собственность есть кража» [7, с. 201].
Таким образом, Вторая мировая война для Германии, Англии, США, Японии – это была не война разных идеологий, разных исторических и политических смыслов, а обыкновенная, давно уже известная война западных, буржуазных государств за прибыли, за колонии.
Совсем иначе выглядела ситуация в войне фашистов против советского народа. Если в войне против Англии, Франции Гитлер ставил своей целью их разгромить, победить, отобрать у них колонии,  поставить Англию и Францию в подчиненное положение по отношению к Германии, то в войне против СССР Гитлер ставил своей задачей не просто победить Советский Союз, сделать его зависимым от Германии, но вообще уничтожить нашу государственность, нашу страну, наших людей. Планы и практика немецкого политического и военного руководства сводились именно к уничтожению нашей восточнославянской цивилизации, к ликвидации Русского мира, к низведению оставшихся  в живых наших людей до положения рабов, унтерменшей. Основывалась эта человеконенавистническая политика фашизма на двух концепциях – «теории расизма» и «теории жизненного пространства», которые зародились на Западе задолго до прихода нацистов к власти, но лишь при них приобрели статус государственной идеологии [8, с. 154].
Один из разработчиков генерального плана «Ост» – фашистской программы колонизации и германизации советской земли – Эрхард Ветцель подготовил для Гиммлера документ, в котором заявлялось, что «без полного уничтожения или ослабления любыми способами биологической силы русского народа установить немецкое господство в Европе не удастся. Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их» [8, с. 154-155].
30 марта 1941 на совещании в своей рейхсканцелярии с 200 высших офицеров вермахта Гитлер еще раз подчеркнул, что предстоящая война с Советским Союзом – это война идеологий, где физическое уничтожение советской интеллигенции и большевистских комиссаров – это «не работа для военных судов, это общая задача для СС и вермахта» [8, с. 155]. Заметьте: никакого различия между эсэсовцами и немецкими солдатами (вермахтовцами) в их отношении к советским людям Гитлер не делает. При этом он акцентирует внимание на том, что «офицеры и солдаты вермахта при выполнении этой задачи не должны испытывать никаких проблем со своей совестью» [8, с. 155].
21 июня 1941 года, накануне нападения на Советский Союз, в немецких войсках был зачитан приказ Гитлера «О военном судопроизводстве». По этому приказу немецкие офицеры и солдаты могли уничтожать мирное население, сжигать деревни, угонять советских людей на работы в Германию, отбирать у людей продовольствие и вообще творить любые преступления на советской земле. Данный приказ запрещал предавать немецких солдат суду военного трибунала. «Для сравнения, на западном фронте подобное было категорически запрещено» [8, с. 153].
Приказ – это не какая-то там абстрактная инструкция, а руководство к практическому действию. Что гитлеровцы и осуществляли на нашей территории. Для оправдания своей преступной политики гитлеровцы использовали свою «расовую теорию». В 1942 году  образовательный отдел СС издал иллюстрированную брошюру «Унтерменш», где наши люди квалифицировались как «недочеловеки», которые в духовном отношении ставились ниже зверей [8, с. 157]. А поэтому немцы, как утверждалось в этой фашистской агитке, имели полное право творить свои преступления на захваченных землях. В одной только Белоруссии немцами было уничтожено около 3 миллионов человек, примерно 400 тысяч было угнано в фашистское рабство в Германию. «На глазах у местного населения было замучено в лагерях 800 тысяч военнопленных» [9, с. 123]. Фашисты сожгли и разрушили в Белоруссии 209 городов и районных центров, 9200 деревень. Среди них было 628 «Хатыней», то есть населенных пунктов, уничтоженных со всеми проживавшими там людьми, с частью жителей уничтожено 4667 деревень. В Белоруссии было сожжено и разрушено более 10 тысяч промышленных предприятий [10, с. 41,56]. Общий материальный ущерб, причиненный фашистскими оккупантами Белоруссии в современных ценах составлял около 150 миллиардов долларов. И таково было положение на всей оккупированной фашистами советской территории. За годы немецкой оккупации в СССР было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тысяч сел и деревень, 30 тысяч промышленных предприятий, около 100 тысяч колхозов, 40 тысяч больниц и лечебных учреждений, 84 тысячи школ. Но людские потери оказались гораздо страшнее финансовых и материальных. «Из 70 миллионов, оказавшихся под властью нацистов советских граждан, погиб каждый пятый. Около 7,5 миллионов человек было расстреляло и сожжено, 2,1 миллиона умерло на принудительных работах в Германии, более 4 миллионов – на оккупированных территориях от голода и отсутствия медицинской помощи. Кроме того, нацистами было погублено около 3 миллионов советских военнопленных. Примерно 8,7 миллиона воинов Красной Армии погибли в боях» [8, с. 157].
Вот почему для советских людей это была не просто Вторая мировая война, а Великая Отечественная война за свою свободу, за свою государственность, за свою землю. Для наших народов это была война противоположных идеологий, противоположных мировоззрений, противоположных государственных устройств, противоположных смыслов, это была война свободы против рабства, человечности против человеконенавистничества, духовности против  бездуховности,  истории против антиистории, справедливости против насилия. И всякая подмена Великой Отечественной войны Второй мировой войной будет означать системную фальсификацию нашей Победы над фашизмом. Именно на этой подмене Великой Отечественной войны Второй мировой войной произрастают «исследователи», разглагольствующие о том, что не надо было защищать Ленинград, а лучше было сдать его немцам, как это сделали французы с Парижем, и вообще не надо сопротивляться врагу, а лучше  было сдаться, тогда бы, дескать, не было бы миллионов погибших жизней и мы бы пили баварское пиво и жили, как на Западе. Подобие рассуждения как раз и являются результатом непонимания  принципиального отличия Великой Отечественной войны Советского Союза против фашизма, когда речь шла о том быть или не быть истории человечества, от Второй мировой войны, когда речь шла о том, кто получит основные дивиденды от этой войны —  плутократы США или плутократы Германии. Вдумайтесь  в логику этих «исследователей»: немецко-фашистские разбойники хотели превратить наших граждан в унтерменшей, а нас сегодня квазиисторики пытаются убедить в том, что немцы напали на нашу страну с единственной целью угостить советских людей баварским пивом и чтобы мы жили, как немцы в Германии. Перефразируя слова гоголевского Тараса Бульбы, это логика законченного подлюки, который в своем коллаборационистском раже и прозападном угодничестве потерял последние остатки совести и человечности.  Подлость и невежество рассуждений таких «историков» обусловлены бессмысленной экстраполяцией ситуации военных действий на западном фронте на ситуацию нашей судьбоносной битвы с фашизмом. Не случайно война на Западе, то есть Вторая мировая война, именовалась то «странной», то «сидячей», то «сумеречной» в противоположность войне на Востоке, то есть Великой Отечественной войне, как войне не на жизнь, а на смерть. Как говорят, почувствуйте разницу!
4. Победа – это не только прошлое, но и будущее человечества
Вторая системная фальсификация о Великой Отечественной войне сводится к тому, что она изображается как нечто уже далекое историческое прошлое, о котором пора бы забыть и не вспоминать. Подобная точка зрения совсем не случайна. Она также ориентирована на замену нашего исторического самосознания западной буржуазной ментальностью, нашей отечественной истории  западными антиисторическими взглядами. Логика здесь такова: мы все европейцы, у нас общие вызовы и угрозы, а поэтому пора примириться и забыть о Великой Отечественной войне. Или оставить о ней воспоминание в виде одного предложения в исторической литературе. Собственно говоря, это то, что произошло на Западе. Там примирились, интегрировались и заговорили о европейской идентичности, об общеевропейской истории, где нет уже не французов, ни немцев, ни англичан, а есть только европейцы и экзистенциальные европейские ценности. Но кто примирился, кто интегрировался? Западный капитал, западная элита. Для последней проблема идентичности, исторического самосознания и во время Второй мировой войны была безразлична, тем более в настоящую эпоху. Для нее главное —  евро, доллар.
Но опять же парадокс в том, что эти «европейские экзистенциалисты» никак не хотят примириться с нашими народами, с нашей отечественной историей. Для них мы были и остаемся все теми же «унтерменшами», а наше евразийское пространство все тем же «жизненным пространством» для современных «европейских интеграторов». И в этом смысле между гитлеровской «Новой Европой» и современным Европейским союзом нет никакой разницы, поскольку это Европа капиталов, элит, а не Европа народов. Разрушение СССР, продвижение НАТО на Восток, бандеровщина на Украине, возрождение неонацизма в Прибалтике – это все та же давно известная политика Запада «Дранг нах Остен».
В чем историческое значение Великой Отечественной войны? В том, что была одержана победа над самыми темными, дьявольскими силами, которые собирали сокровища на земле, а не на небе, служили мамоне, а не богу. В результате нашей победы были спасены не только наши народы, но было спасено все человечество. Если во Второй мировой войне Англия спасала  свои колониальные  прибыли, благосостояние своего населения, которое создавалось за счет самого варварского грабежа других народов,  то Советский Союз в Великой Отечественной войне спасал все человечество, спасал саму историю человеческого рода. «… Советский народ, Красная Армия под руководством И.В. Сталина не только уничтожили около 85% военного потенциала фашизма, но и обеспечили (впервые в истории Европы!) 54 года (1945 – 1999) без войны, то есть сохранили жизни двух поколений европейцев. Если Черчилль сделал подарок только своему народу, то Сталин – всему человечеству и тем самым возвел памятник, заплевать который не удастся никому» [11, с. 6]. В этом непреходящая ценность Великой Отечественной войны и нашей Победы над фашизмом.
Великая битва, которую советские люди в единении со своей властью вели с фашизмом, была битвой за уничтожение фашистской тирании и свободу человечества. Эта битва была делом нравственной мощи духа советского человека, который, осознав свою силу, поднял свой стяг и сделал это свое святое чувство силой всего человечества. Великий философ современности, фронтовик Александр Зиновьев писал: «Должен заметить, что даже в самые трудные периоды войны ни у меня, ни у тех, кто окружал меня, не было сомнений в будущей победе. Воспитание, какое мы получили в школе тридцатых годов, давало знать о себе, несмотря ни на что» [12, с. 203]. Необходимо признать неоценимым благом то, что наши соотечественники жили и действовали воодушевленные великим нравственным чувством – чувством, в котором концентрировались все свободолюбивые, гуманистические, справедливые идеи человечества. В таком глубоком и всеобъемлющем действии советский дух возвышался до уровня бессмертности в деле спасения человечества от коричневой чумы.
Поэтому, когда некоторые недалекие отечественные политики пытаются сегодня рассуждать таким образом, что хотя мы и победили, но лучше, чтобы не было таких побед впереди, которые достались ценою жизней миллионов людей, то это и есть отрицание сакрального, божественного смысла нашей Победы в истории человечества. Подобная оценка нашей Победы над фашизмом – это свидетельство житейской пошлости и рутинных интересов, обнажающих всю свою никчемность и поверхностность мысли.
Наша Победа бессмертна, как бессмертны идеи справедливости, братства, равенства и дружбы народов. Вот почему она принадлежит не только прошлому, но настоящему и будущему человечества.
Литература
Земсков, В.И. Народ и война: Страницы истории советского народа накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1938-1945. / В.И. Земсков. – М., 2014. – 288 c.
Делягин, Михаил. Хозяин «русской» культуры / Михаил Делягин // Молодая гвардия. – 2017. — № 3. – C. 238-246.
Лынев, Руслан. У кого Гитлер учился фашизму? // http://www.ru-an.info (дата доступа: 17.01.2017).
Мировый империализм и Формула смысла: исчерпал ли себя капитализм? // https://kprf.ru/party-live/opinion/162265.html (дата доступа: 9.02.2017).
Мизеров, Иван. Что сделали спортивные чиновники для защиты интересов наших спортсменов? // http://www.kprf.ru/party-line/opinion/157302.html (дата доступа: 11.01.2017).
В США выставили на аукцион дневник Джона Кеннеди, в котором он называет Гитлера легендой // https://news.tut.by/culture/536665.html (дата доступа: 28.03.2017).
Зиновьев, Александр. Глобальный человейник // Александр Зиновьев. – М.: Центрполиграф, 2000. – 459 c.
Бухвалов, Валерий. Проблем с совестью не будет / Валерий Бухвалов // Молодая гвардия. – 2016. — № 10. – C. 153-157.
Залесский, А.И., Кобринец, П.Н. О национальных отношениях в Советской Белоруссии. Исторические очерки // А.И. Залесский, П.Н. Кобринец. – Гродно, 1992. – 194 c.
Романовский, В.Ф. Забвению не подлежит // В.Ф. Романовский. — Минск: «Беларусь», 1985. – 204 c.
Скуратовский, Владимир. Какие тайны еще хранит 22 июня 1941 года. Историческое расследование / Владимир Скуратовский // Правда. 21-24 августа 2015 года. – C. 1,6.
Зиновьев, Александр. Русская судьба, исповедь отщепенца // Александр Зиновьев. – М.: Центрполиграф, 1999. – 506 c.
Лев Евстафьевич Криштапович, доктор философских наук
 
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
mogilew.net Copyright © 2015-2018