Известные люди Могилева: Ф. Иевлевич

Одним из первых обстоятельный анализ творчества Ф. Иевлевича провел Ф.А. Жудро. С 1890 г. он осуществлял духовную деятельность в е [1]. Был преподавателем духовной семинарии, выполнял обязанности редактора «Могилевских епархиальных ведомостей», членом и секретарем уездного отделения епархиального училищного совета. С 1904 г. стал членом управления историко-статистического комитета. Являлся главой церковно-православного братства. В «Могилевских епархиальных ведомостях» регулярно публиковал материалы по истории Могилевской епархии и Богоявленского братства.
В.В. Старостенко родился в 1967 г. в Могилеве. Высшее образование получил в родном е. Продолжил научный рост в Минске. В 2000 г.
защитил кандидатскую диссертацию «Белорусская мысль XVI-XVII вв. и становление национального самосознания». Вернулся в Могилев, где осуществил ряд оригинальных историко-философских исследований. В этих исследованиях много места заняла деятельность Иевлевичей [2].
Ф. Иевлевич родился в Могилеве. Первоначальное образование получил в школе Спасского братства. Образование продолжил в Киеве и в университете Кракова. Вернулся в Киев, где преподавал в братской школе. С 1628 г. был ее ректором. В 1632 г. вместе с племянником И. Иевлевичем переехал в Могилёв. Занимался преподавательской деятельностью в братской школе. Это была одна из лучших школ, поскольку в ней обучали семи свободным искусствам. Ф. Иевлевич преподавал также в братской школе Слуцка.
Ф. Иевлевич написал уникальное произведение в виде философско — публицистической поэмы под названием «Лабиринт, или Запутанная дорога, где Прекрасная Мудрость по долгу своему господам могилевчанам и тем, кто им подобен в действиях своих, кратчайший и наилучший путь указывает». Поэма была написана на польском языке и издана в 1625 г. в Кракове в типографии Франтишка Цезария Старшего.
Ф. Иевлевич использует в своем произведении метафору Прекрасной Мудрости. От Мудрости проистекают размышления о перспективах сближения веры и философии. Это сближение необходимо для придания православию конкурентных качеств в области образования, поскольку католическая церковь создала на территории Беларуси разветвленную сеть образовательных учреждений. Кроме образования эти учреждения выполняли задачу привлечения талантливой молодежи в свою среду, что грозило потерей идентичности восточных славян. Нужно было противопоставить западным аналогам образования православную систему образования с элементами научных знаний.
Позиция Ф. Иевлевича созвучна рационалистическому направлению византийского христианского рационализма (гуманизма). Это направление сформировалось на основе деятельности Александрийской и Антиохийской богословских школ благодаря трудам Юстина Философа (Мученика), Афинагора, Татиана, Иоанна Златоуста. Каппадокийцы (Василий Кесарийский Великий, Григорий Нисский) интегрировали в христианский рационализм античную интеллектуальную традицию образования. Ареопагит использовал философские категории для раскрытия сути божественного откровения. В таком же контексте писал труды И. Дамаскин. Благодаря усилиям Григория Паламы христианский рационализм трансформировался в христианский православный гуманизм [3]. В таком виде он был воспринят в средние века в Беларуси. Это видно по трудам К. Смолятича, К. Туровского, Е. Полоцкой.
На традиции греко-православной модификации рационализма произошло становление К. Смолятича, К. Туровского, Е. Полоцкой. Написанные ими тексты соответствуют жанру теологического дискурса. Этот дискурс был разработан в Александрии. Здесь произошел синтез еврейской и христианской традиции с античной философией. В Александрии была значительная по численности община евреев, богатая интеллектуальная традиция переводов произведений на греческий язык. Поскольку христианство опиралась на авторитет текстов, то результатом стала Библия, а также понимание того, что теология и философия должны быть связаны. Христианство позиционировалось как религия образованного общества.
Философия Аристотеля наиболее соответствовала этому тезису. Ее принятию предшествовала подготовительная работа, связанная с синтезом теологического и философского дискурсов. Этот синтез произошел в пределах Римской империи. В западной ее части преобладал латинский язык. Перемены в понимании содержания теологического дискурса внес А. М. С. Боэций. Им была обоснована идея, согласно которой познание свободных наук способствует пониманию Священного писания. В первую группу свободных наук вошли грамматика, риторика, диалектика (trivium). Во вторую группу свободных наук вошли арифметика, геометрия, астрономия, музыка (quadrivium). Они имели большее отношение к наукам о природе.
В восточной части Римской империи теологический дискурс разрабатывался на греческом языке. Исключительную роль сыграли произведения Д. Ареопогита. Они были представлены в 532 г. на Константинопольском церковном соборе. В них рассмотрены концепты Бога, веры, Христа, Троицы, Единого, предопределенности, небесной иерархии, церковной иерархии, божественного имени, Богопознания, эмонации. И. Дамаскин в произведениях «Святые параллели», «О природе человека», «Три слова против отрицающих иконы», «Источник знаний» обосновал эстетическую теорию визуального восприятия христианского культа. Живопись, художественные образы существуют для отображения сущностной стороны теологических посылок.
Высокий уровень грамотности населения Беларуси обусловил выбор в пользу модели христианского рационализма. Текстовые ресурсы рассматривались в широком контексте глубинных смыслов, которые нужно было найти благодаря Библии. По этой причине важная роль отводилась интерпретации текстов Библии в жанрах аллегории, притчи, молитвы, поучения. Подобные формы создавали возможность для расширения текстовой пространства Библии. Наиболее ярко с этой задачей справился К. Смолятич. Он стал одним из первых созидателей теологической культуры образованного рационализма.
К. Смолятич родился в Восточной Беларуси. Жил на границе XI-XII веков. Занимал должность митрополита Киевского. До нашего времени дошло только несколько его произведений. В них основное внимание уделяется тексту Библии. Особый акцент делается на обнаружения скрытого в ней глубинного содержания, которое непосредственно не читается. Мистико-теологический акцент связан с рассмотрением принципа предопределенности и его роли в решении проблемы греховности и спасения. Исследуется этическая тематика. Она акцентирована на осуждении злоупотребления материальными интересами. Богатство не должно доминировать как цель жизни. При этом богатство не надо смешивать со славой. Верующий имеет на нее право. Это рассуждение было ориентировано на образованную часть общества, которой нужно было понять соотношение между скромностью и социальной активностью.
К. Смолятич считает возможным во время христианского размышления обращение к античной мудрости, поскольку там можно найти содержание приемлемое для христианства. Этому обоснованию способствовал принцип божественной предопределенности. Из него следовало, что все существующее в мире целесообразно, в том числе античная мудрость.
К. Смолятич выработал концепцию библеистики, согласно которой преимущество при работе с текстами Священного писания нужно отдавать образно-символическому методу. Этот метод позволяет использовать библейские сюжеты в целях обнаружения скрытых в них смыслов. Текст нужно не только уметь читать, но и использовать для обогащения собственного духовного мира. В таких условиях ум получает возможность для интеллектуальной работы. Этические аспекты жизни человека связываются с верой, любовью, терпением, милосердием. Человек не должен жертвовать телом. Аскеза должна сочетаться с физическим существованием личности в социальном пространстве.
В своих размышлениях К. Смолятич ссылается на произведения Аристотеля и Платона. Предпочтение отдается Аристотелю. Ключевой концепт «Послания пресвитеру Фоме» — «Бог», поскольку все в мире поддерживается божественной силой. Бог все видит, мудро руководит людьми, направляет их и дает гарантию спасения. Верующий, как показывает это К. Смолятич, может узнавать существо наивысшей глубины Писания через метафорические сравнения, рассказы. Умственные способности играют большую роль в укреплении веры. Развивать их нужно узнавая сотворенный Богом мир. Через результаты божественных созидательных дел познается сам Бог. Чувства имеют отношение к вере. Их задача не познавательная. Благодаря уму, познающего окружающий мир, сущность человека овладевает топонимикой бытия на Земле. В этой топонимике спрятана суть жизни. Праведным верующим она видна и они ее придерживаются. Некоторым она видна, но они не в силах ее придерживаться. Проблема заложена в их способности не только ощущать присутствие Бога, но и пользоваться данной им Богом свободой. Христос дал людям возможность выбрать Благодать через понимание жизненного пути на Земле. Таким образом, теологический дискурс выводится в пространство антропологической тематики. Верующий знает, для чего ему нужна вера.
Ф. Иевлевич, следуя христианскому гуманизму, хотел придать православию новый источник сил. Это было важно в условиях Контрреформации, второй схоластики. Православной церкви предстояло выдержать тяжелые испытания, связанные с политикой подчинения ее Ватикану. Брестская церковная уния 1595 г. дала начало историческому периоду испытаний для православных братств. Ф. Иевлевич отмечает признаки кризиса, проявлением которых стало уния, распри, предательство. В результате ущемлены религиозные и гражданские свободы. Обличение злоупотреблений и морального упадка клира должно избавить православную церковь от недостатков. Отказ от православия в его изначальном виде откроет путь к полонизации культуры.
Подобной позиции придерживался племянник Ф. Иевлевича — Игнатий. Он родился в Могилеве. Образование получил в Шклове и братской школе Могилева. Совершенствовал образование в Замойской академии на территории Польши. Изучал теологию и медицину. Преподавал в Киево-Могилянской коллегии. Стал профессором свободных наук. Был одним из организаторов Славяно-греко-латинской академии в Яссах (Молдавское княжество).
Занимался просветительской деятельностью во многих городах Беларуси и Украины. После 1655 г. его жизнь проходила в Полоцке. Он был игуменом Богоявленского монастыря, в котором основал школу и библиотеку. Тесно взаимодействовал с Филофеем и Симеоном Полоцким.
Таким образом, Ф. Иевлевич стал продолжателем уникальной греко- византийской традиции христианского гуманизма. Историческую миссию он осуществлял в сложных условиях. Его усилия были не напрасными. Белорусский народ сохранил приверженность православию и благодаря этой приверженности сохранился сам, избежал полонизации.

Лойко А.И.
Белорусский национальный технический университет
(Минск, Республика Беларусь)

Литература:
1. Яцкевіч, Д.Л. Царкоўны дзеяч і гісторык / Д.Л. Яцкевіч // Памяць: Добрушскі раён: гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі. У 2-х кн. Кн. 1 / Уклад. П.П. Рабянок і інш. — Мінск: Мастацкая літаратура, 1999. — С. 117-118.
2. Старостенко, В.В. «Лабиринт» Фомы Иевлевича: Из истории
национально-культурной и религиозной жизни Могилёва и Беларуси конца XVI — первой половины XVII вв. / В.В. Старостенко — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 1998. — 60 с.
3. Ревко-Линардато, П.С. Византийская философия: генезис и
особенности развития / П.С. Ревко-Линардато. — Таганрог: Издательство «Нюанс», 2012 — 138 с.

Источник