Известные уроженцы Могилевщины. Леонтий Иванович Голынец (1858-1896)

Голынец Леонтий Иванович родился 18 июня 1858 г. в м. Головчин, ныне Белыничского района Могилёвской области. Его отец — Иоанн Порфирьевич Голынец был первым священником Троицкой церкви в Головчине [9, с. 119].

 
В 1877 г. Л. И. Голынец закончил Могилёвскую мужскую гимназию [4, с. 176], в 1882 г. — Военно-медицинскую академию в Петербурге по специаль-ности внутренние, горловые и гнойные болезни с поощрительной именной денежной премией Пальцева, вручавшейся третьему по успехам слушателю выпускного курса. С 21 июня 1883 г. служил в Могилёве в должности младшего врача 162-го Ахалцихского пехотного полка [10, с. 324]. В 1887 г. защитил диссертацию на звание доктора медицины. В 1889 г. удостоен звания частного преподавателя, в 1890 г. — член Общества врачей Могилёвской губернии [7, с. 139]. С 1893 г. — младший врач Лейб-Гвардии Московского полка, проживал в Санкт-Петербурге. Приват-доцент медицинской статистики и географии Императорской Военно-медицинской академии. С 1895 г. — коллежский советник, старший врач Коротоякского резервного пехотного батальона в Воронеже.
Личный дворянин Л. И. Голынец скончался 28 декабря 1895 г. (1896 г. — по новому стилю) от туберкулеза легких и гортани в Воронеже [7, с. 139]. По свидетельству жены, Екатерины Фоминичны Голынец, преждевременная смерть явилась результатом участия в 1894 г. в комиссии по исследованию отопления и вентиляции Зимнего дворца, что окончательно расстроило подорванное на службе здоровье [11].
Вдова — Е. Ф. Голынец из древнего бланого дворянского рода Корвин-Круковских [1, с. 18] католического вероисповедания, владевших имением Адамин в деревне Кульшицы Быховского уезда Пропойской волости Могилёвской губернии [8, с. 50], осталась с четырьмя малолетними дочерьми, из которых только старшая Вера воспитывалась в Николаевском институте на казённый счет, трое же младших — Юлия 10 лет, Ольга 8 лет, Надежда 6 лет жили с матерью и единственным средством к существованию была пенсия в размере 30 руб. После смерти мужа Е. Ф. Голынец проживала с дочерьми в Санкт-Петербурге, затем — в имении родителей в Пропойской волости. Старшая дочь Вера в 1907 г. была назначена опекуншей своих малолетних сестер; работала счетчицей в Экспедиции заготовления государственных бумаг (1910-1911). Ольга (в замужестве Жванская) после окончания Ксениинского института служила чиновником 5-го разряда
Царскосельской почтово-телеграфной конторы (1912). Юлия и Надежда закончили Сиротский институт императора Николая І. Юлия в 1908 г. вышла замуж за Георгия Георгиевича Иваново-Смоленского, сына ординарного профессора Санкт-Петербургской консерватории, умерла, предположительно, в 1909 г. Надежда Леонтьевна, прабабка Б. Б. Павлова, по окончании института получила свидетельство на звание домашней наставницы (1911), вышла замуж за студента Института инженеров путей сообщения Бориса Николаевича Павлова. В 1935 г. после убийства С. М. Кирова её семью выслали в Казахстан, а оттуда — на строительство канала Рыбинск — Углич [11].
Л. И. Голынец является автором известных на сегодняшний день научных работ: «К вопросу о лечении молочною кислотою бугорчатки гортани» [6] и «К изучению в медико-топографическом и статистическом отношении губернского города Могилёва» [3], которая представляет для нас наибольший интерес. Это диссертация на получение степени доктора медицины, в которой учёный исследует санитарное состояние и естественное движение населения (рождаемость, смертность, прирост населения) города.
Работу, которая состоит из нескольких глав, предваряет «Краткий исторический очерк г. Могилёва».
В разделе «Физико-географический очерк» автор анализирует месторасположение и площадь города. Характерезуя состав почвы, отмечает её загрязнённость, причиной которой является антисанитарное содержание города, «… так как навоз, различные органические продукты, получаемые от обработки сырья в промышленных заведениях, а также все кухонные отбросы выбрасываются прямо на улицы и дворы, не имеющие по большей части мостовой» [3, с. 6]. Кроме рек Днепра и Дубровенки, водоснабжение города производится через водопровод и колодцы; свойства воды, употребляемой жителями, далеки от идеала чистой и здоровой, так как вода в Днепре берётся обычно в местах, где моют бельё и притом в летнее время ниже купален, вода же в Дубровенке сильно загрязнена по причине протекания по местности значительно заселённой и сильно загрязнённой. Поэтому существует настоятельная потребность в хорошем водоснабжении и, в первую очередь, в уничтожении тех явлений, которые служат к загрязнению воды [3, с. 7].
Для определения климата в городе Л. И. Голынец воспользовался метеорологическими данными за 1867-1877 гг., помещённым в «Опыте описания Могилёвской губернии.», а также наблюдениями над температурой с 1879 по 1885 гг., произведенными при округе путей сообщения и обработанные им самим. На основе подробного сравнительного анализа данных, приведенных в таблицах, учёный делает вывод, что в Могилёве зима (4 месяца) и лето (33/4 месяца) велики, а весна и осень (около 2-х месяцев) относительно короче принятого [3, с. 14].
В главе «Частный обзор г. Могилёва» Л. И. Голынец дает физикогеографическую характеристику каждой из 3-х административных частей города, приводит данные о количестве построек (каменных и деревянных), находящихся в казённой, церковной и монастырской, общественной, частной собственности; отмечает, что евреи владеют большим количеством каменных домов и они более доходны, чем у христиан. Первая часть города, расположенная на правом берегу Днепра, самая красивая, так как в ней находятся все общественные здания и самые лучшие, как каменные, так и деревянные постройки. Улицы в центре почти все имеют мостовую и деревянные тротуары, а две самые главные улицы — Днепровский проспект и ул. Большая Садовая — почти наполовину асфальтовые. Улицы, лежащие поближе к оврагам, всегда грязны, весной и осенью почти непроходимы, не имеют мостовой и тротуаров почти нет. Дворы по большей части в скверном состоянии: масса грязи, перемешанной с навозом, кухонными отбросами и другими органическими веществами. Вторая часть города расположена на правом берегу Днепра, к западу от первой части. Заселена более бедной частью еврейского населения и христианами средних средств. В санитарном отношении отличается теми же недостатками, что и в первой части, однако они менее чувствительны по причине большего пространства и меньшего количества построек. Незастроенные места в этой части почти все заняты фруктовыми садами. Третья часть занимает самую низменную юговосточную часть города и расположена по обоим берегам Днепра. В санитарном отношении находится в самом худшем состоянии, чем две другие. Улицы уже, неправильны, с массой закоулков, не имеют мостовых, грязны [2, с. 15-16].
В главе «Народонаселение» Л. И. Голынец отступает от общепринятого деления по вероисповеданию и происхождению, полагая, что в медикостатистическом отношении более важен образ жизни данного населения. В е, отмечает автор, нельзя найти различия в образе жизни одного и того же сословия, но различных вероисповеданий, кроме еврейского, а также никакой разницы в образе жизни людей разных сословий, но занимающих одно и тоже общественное положение. Только иудейское вероисповедание отличается от других по своему влиянию на весь склад жизни евреев. Исходя из этих соображений всё христианское население он разделил на две группы: привилегированное дворяне, духовные, граждане, купцы) и непривилегированное (мещане, крестьяне, отставные солдаты) сословия и евреи. Такого деления он придерживался во всём своем дальнейшем исследовании. Л. И. Голынец приводит данные о количестве католиков в Могилёве обоего пола (менее 2000 тысяч человек) и протестантов — около 300.
Анализируя статические данные за 1876-1885 гг., учёный делает вывод, что количество привилегированного сословия относится ко всему непривилегированному и евреям как 1:7, к христианам же непривилегированным как 1:3,1, евреев к христианам как 1,2:1. Далее он приводит сравнительный анализ плотности населения в каждой из частей города и с другими городами, отмечая, что количество населения на один дом приходится близко к большим городам, кроме Санкт-Петербурга, Варшавы и
Москвы. Женский пол преобладает над мужским, у евреев — мужской над женским [3, с. 18].
По причине отсутствия однодневной переписи в Могилёве учёный не смог привести данные о возрастном и семейном состоянии жителей города, но поместил «Таблицу числа рабочих сил по частям города» за 1879-1882 гг., а также определил средний рост, размер груди и длину ног у мужчин призывного возраста, число лиц с физическими недостатками (слепых).
В главе «Образ жизни. Промышленность. Ремесла» представлены сведения о занятиях, жилище различных слоев общества. Привилегированное сословие состоит исключительно из чиновников-мужчин, которые сидят за бумагами в различных канцеляриях с 10 часов утра до 3-4 часов вечера, а иногда от 7 до 11 часов вечера. Величина получаемого оклада позволяет им устроиться с большим или меньшим комфортом. Женщины у более состоятельных ведут праздный образ жизни, у менее состоятельных — заведуют всем домашним хозяйством. Помещения в санитарном состоянии у всех одинаковые: лучшие комнаты предназначены для приёма гостей, семья же обыкновенно ютится в двух-трёх самых маленьких и менее удобных комнатах. Образ жизни непривилегированного сословия зависит от занятий данной семьи: те, кто имеют дома, огороды, сады, а иногда и какое-нибудь промышленное заведение, живут в хорошем достатке, другие, кроме лачужки, не имеют иной собственности и поэтому физический труд у обоих полов — единственное средство к существованию. Евреи почти все занимаются торговлей, физический труд — удел немногих. Состоятельность их колеблется в широких размерах — меньшинство из них обладают большими капиталами, большинство не имеют ничего и живут впроголодь. Учёный приводит годовой расход продуктов для семьи среднего достатка [3, с. 22-23].
Проанализировав данные о заводской промышленности, взятые из отчетов могилёвского губернатора за 1876-1885 гг. и из «Опыта описания Могилёвской губернии» за 1881 г., автор делает вывод, что в Могилёве процветает кожевенная промышленность, которая в последние годы приходит в упадок, остальные производства находятся в инертном состоянии по причине отсутствия хороших путей сообщения. Большинство населения занимаются различными ремёслами, дающими средства к существованию. Среди ремесленников евреи составляют 60,2 %, христиане — 39,8 % [3, с. 24].
Характерезуя грамотность населения города, Л. И. Голынец в главе «Образованность» приводит таблицу с указанием количества учебных заведений и учащихся мужского и женского пола в 1876-1885 гг.
Основное внимание в работе учёный уделил изучению движения народонаселения города, которое состоит в колебании численности населения вследствие рождаемости и смертности и их взаимоотношения. Естественная прибыль или убыль населения является важнейшим показателем степени экономического благосостояния данного города и его общественного здравия. Руководствуясь важностью данных о движении народонаселения, все сведения о браках, рождаемости, смертности были выписаны Л. И. Голынцом из метрических книг консистории для православных, из книг для раввинов у евреев и из книг римско-католической церкви для католиков и представлены в соответствующих таблицах.
Проанализировав движение населения по трём выделенным им в Могилёве группам, Л. И. Голынец делает вывод, что они тесно связаны между собой, взаимозависимы, а также зависимы от климатических и гигиенических условий города. Среди привилегированного сословия большая разница в возрасте брачующихся: мужчины вступают в брак в более зрелом возрасте, а женщины — в раннем; рождаемость значительно меньше, чем в двух других группах и в России; смертность ниже, чем у непривилегированного сословия и евреев; средний возраст умерших выше, чем в двух других группах и в сравнении с Россией и Западной Европой. У непривилегированного сословия и евреев браки более ранние и разность в возрасте брачующихся меньше, чем у привилегированного сословия; рождаемость подходит к данным по России и выше, чем у первой группы; смертность ниже, чем в России и выше, чем в Западной Европе; возраст умерших близок к показателям по России.
Меньшая обеспеченность даёт большую смертность в Могилёве, — утверждает учёный, — и на все эти явления движения населения влияет климат, который в Могилёве отличается умеренностью, не имеет резких переходов между временами года и, следовательно, благоприятен для жизни населения.
В заключительном разделе «Положения» Л. И. Голынец даёт рекомендации при лечении некоторых болезней, а также высказывает свои замечания относительно состояния медицинского обслуживания в Могилёве: считает преступлением приём на службу новобранцев, имеющий меньший объём груди, чем указан в Положении; организация медицинской части при учебных заведениях Министерства Народного Просвещения требует коренного изменения; врачи при учебных заведениях должны пользоваться решающим голосом при решении санитарных вопросов [3, с. 55].
Таким образом, своё основное научное исследование наш земляк Л. И. Голынец посвятил санитарному состоянию и естественному движению населения Могилёва во второй половины ХІХ века.
Список литературы и источников:
1.Алфавитный список дворянских родов, внесённых в родословные дворянские книги Могилёвской губернии : составлен в 1908 году. — Могилёв- на-Днепре : Типолитография Я. Н. Подземского, 1908. — 2, 23 с., табл.
2.Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. / галоўны рэдактар Г. П. Пашкоў. — Мінск : Беларуская энцыклапедыя, 1997. — Т. 4. — 480 с. : іл.
3.Голынец, Л. К изучению в медико-топографическом и статистическом отношении губернского города Могилева / Л. Голынец. — Санкт- Петербург : Тип. А. С. Суворина, 1887. — 61с.
4.Историческая записка Могилёвской мужской гимназии : за
столетний период её существования, 1809-1909 / Доставил преподаватель М. Созонов]. — Могилёв : Губернская типография, 1909. — 213 с., табл.
5.Кароткая краязнаўчая энцыклапедыя Галоўчынскай зямлі [Элект- ронны рэсурс] : сайт. — Рэжым доступу: http://lib-belynichi.mogilev.by/ encyclopedia_golovchin/encyclopedia_4.html. — Дата доступу: 18.03.2017.
6.К вопросу о лечении молочною кислотою бугорчатки гортани. Читано на ІІІ съезде О-ва рус. врачей в память Пирогова. — Санкт-Петербург : Тип. А. И. Мамонтова и К, [1889]. — 4 с.
7.Кульпанович, О. А. История медицины Беларуси в биографиях её врачей. XVII — 1-я пол. XX вв. : биобиблиографический справочник / О. А. Кульпанович. — Минск : Медисонт, 2011. — 461 с.
8.Опыт описания Могилевской губернии…. : в 3-х т. / под редакцией А. С. Дембовецкого. — Могилёв на Днепре : Типография Губернского правления, 1884. — Т. 3. — 55, 329 с. : 2 л. табл.
9.Памятная книжка Могилёвской губернии на 1869 год / составлена Могилёвским губернским статистическим комитетом. — Могилёв : Типография Губернского правления, 1868. — [2], V, 345 с.
10.Памятная книжка Могилёвской губернии на 1890 год / составлена Могилёвским губернским статистическим комитетом. — Могилёв на Днепре: Типография Губернского правления, 1890. — VI, 462, [2] с.
11.Семейный архив Бориса Борисовича Павлова.

Т.М. Калинина (Могилев, Беларусь)
УК « областная библиотека им. В.И. Ленина»

Источник