В 1965 г. дирекция дворцов-музеев и парков г. Пушкина на основании разрешения МК РСФСР и с разрешения Управления культуры Ленгорисполкома передала на постоянное хранение Могилевскому областному краеведческому музею «картины, принадлежащие Екатерининскому дворцу-музею». Передача оформлена Актом № 60 от 07.08.65 г. Перед передачей сотрудники музеев «.. произвели натурное освидетельствование музейных предметов». Акт поступления четырех предметов в фонды МОКМ — № 1306. Предметам присвоены номера хранения КП-7919-7922.
На картинах, написанных маслом на фанере, справа внизу обозначено имя их автора — И. Дряпаченко и даты написания — «Кабинет в Царской Ставке», «Столовая в Царской Ставке» — 1917 2/3 г., «Собор при Ставке» — 1916 г. 2 августа, «Внутренний вид собора» — 1916 г. ноябрь. Место написания — «Могилевъ н/Дн., Царская Ставка».
Об авторе работ — Иване Кирилловиче Дряпаченко известно немного. Родился он в с. Васильевка Полтавской губернии 16 августа 1881 г. Село это было основано миргородским полковником Капнистом В.П., который в свое время оказывал покровительство миргородскому богомазу Боровиковскому В.Л. Мальчику Ивану Дряпаченко помог получить художественное образование сын графа — Капнист Василий Васильевич, именем которого названо село.
Символично, что в нашей экспозиции произведения Боровиковского и Дряпаченко находятся в непосредственной близости. Иван Дряпоченко закончил Киевскую рисовальную школу, затем Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем продолжил образование в С.-Петербургской Академии художеств. В 1911 г., получив звание классного художника, уехал жить в родное село Васильевку. Здесь художник создает полотна на местном материале, которые делают его известным: «На озере», «Косари», «Аисты после грозы», «Навстречу вечеру», «Параска в праздничный день». Названия произведений свидетельствуют о его увлеченности показом «малороссийской» природы и быта украинских крестьян. Его работы в 10-х годах 20 в. были широко растиражированы в форме цветных почтовых открыток, репродуцировались в журналах «Аргус», «Солнце России», «Огонек», «Нива»; любители живописи могли познакомиться с его работами и на выставках. Известно, что в 1917 г. Дряпаченко навсегда вернулся в родную Васильевку. Он принял революцию, работал учителем, умер в 1936 г., похоронен на местном кладбище. Сохранившиеся произведения художника хранят сегодня музеи Санкт- Петербурга, Полтавы, Харькова, Донецка и Могилева.
В разгар военных событий Первой Мировой войны, Дряпаченко был призван в действующую армию и отправлен в качестве военного художника на Закавказский фронт, в особый военно-живописный отряд. Лето 1916 г. он проводит в Могилеве, что видно по датам созданных им произведений, которые он всегда подписывает и датирует — это «Собор (Спасский)» (02.08.1916 г., ф., м.), «Портрет протопросвитора Г. Шавельского» (30.07.1916 г. бум., кар.), «Могилев. Вид на Днепровский мост» (14.08.1916 г., бум., см. тех.), «Могилев на Днепре» (14.08.1916 г., бум., см. тех.). Перечень работ, созданных в это время, свидетельствует о разносторонних интересах художника. Он обращается к городскому пейзажу, «портретам» отдельных зданий, портретам неизвестных и известных особ. Так он рисует портрет последнего протопросвитора Русской Армии и флота Шавельского Георгия Ивановича, с которым, несомненно, часто встречался в Могилеве. Шавельский Г.И. позже (1954г.) напишет книгу своих воспоминаний о времени пребывания в Могилеве, где расскажет о прибытии царя в Могилев, о царском быте в Ставке, о наследнике престола. Виды города, созданные художником, узнаваемы, подробны, документально точны и при этом художественны и поэтичны. Репродукции перечисленных работ, также как и работы других художников военно-живописного отряда, в качестве иллюстраций к описываемым военным событиям публикует журнал «Летопись войны».
Дальнейший путь военного художника-корреспондента пролегает по военным полям Галиции. Первые рисунки из Галиции датированы концом августа и сентябрем, например — «Подгайцы» (29.08.1916 г., бум., кар.). Он рисует портреты местных жителей, русских солдат, пейзажи Галиции, делает жанровые зарисовки, отражавшие военные будни. Выполнены они, в основном, карандашом и тушью на бумаге, хотя встречаются работы, выполненные маслом. С октября 1916 г. рядом с опубликованными репродукциями работ художников в журнале «Летопись войны» отмечается: «из работ Трофейной Комиссии при Военно-Походной Канцелярии его Императорского Величества». Из работ, Трофейной Комиссии, собранных таким образом, в октябре 1916 г. усилиями Императорского общества ревнителей истории в Петрограде был открыт музей «великой войны». Часть работ Дряпаченко оказалась в нем.
Осенью, в ноябре 1916 г. Дряпаченко вновь возвращается в Могилев. Здесь он пишет «Внутренний вид собора» (ноябрь, 1916 г., ф., м.). А в марте еще две интерьерные работы с натуры — «Столовая в Царской Ставке» и «Кабинет в Царской Ставке», датированные 02.03.1917 г., т.е. днем подписания отречения Николаем II. Царя в эти дни в Могилеве не было. Он приехал в Могилев уже полковником Романовым 4 марта. Живописные работы художника, дают представление о внутреннем виде и убранстве комнат в доме могилевского губернатора. Дом этот, выстроенный в к. 18 в., в котором проживал во время пребывания в Могилеве Николай II, не сохранился. Поэтому виды, созданные художником, особенно ценны для нас сегодня. Они дают возможность представить, каким образом были обустроены кабинет высокопоставленного чиновника, столовая в богатом провинциальном доме, составить представление о мебилировке комнат, о бытовых предметах, драпировках, цветовом решении интерьеров.
Из представленных в фондах нашего музея картин Дряпаченко, пожалуй, наибольший интерес представляют работы с изображением Спасского собора и его интерьера. Изображений, в том числе и фотографированных, Спасского собора немного. В период нахождения в Могилеве Ставки, именно Спасский собор именовался «церковью при Ставке». Именно здесь справлял церковные службы протопросвитор Шавельский Г.И., именно сюда из отведенного ему губернаторского дома два раза в день направлялся император, часто в сопровождении наследника (имеются соответствующие фотографии). Дряпаченко не просто протоколирует внешний вид собора, но создает своеобразный «портрет» его. Такого ракурса, который выбрал художник, при изображении собора, раньше не встречалось. Он показал храм с угла, представив главный и южный боковой, со стороны Архиерейского вала, фасады, где нижнюю треть храма скрывает массивная выбеленная каменная ограда под небольшой крышей терракотового цвета с невысокими деревцами, обрамляющими здание собора. Собор, выстроенный архитектором Глаубицем, поражал зрителей своим изяществом, стройной возвышенностью, светлой нарядностью. В работе Дряпаченко, напротив, упор сделан на трактовку храма как теплого дома. Такой трактовке образа способствует показ светящихся нежным теплым светом окон бокового фасада и трансепта, мягкие тени от деревьев, солнечные блики на его белых стенах. Храм у Дряпаченко не кажется очень высоким за счет введения в композицию мощной горизонтали ограды, выбора точки зрения, когда резкое перспективное сокращение позволяет представить здание храма пропорционально соразмерным человеку. Здание собора прекрасно вписано в световоздушное пространство, сложные архитектурные абрисы очерчены мягко, ажурно вырезанные колокольни башен сливаются с белыми пятнами облаков на фоне нежно-голубого неба. В тоже время художник демонстрирует свои знания в области архитектуры, умение изобразить сложную архитектурную композицию, которая легко прочитывается. Мы видим крестово-купольный храм с трехярусным двухбашенным главным фасадом, венчаемым щитом с двумя куполами и пятикупольной сложной композицией с барабаном на средокрестье. Чуть выступающие крылья трансепта, оформлены ордером в стиле позднего барокко.
Изображений интерьеров храмов сохранилось мало, сохранившихся изображений интерьеров Спасского собора неизвестно, кроме созданного кистью Дряпаченко. Художник дает возможность представить, как выглядела часть северного придела храма и часть иконостаса. Источник освещения, выбран художником естественный — высоко расположенное зарешетчатое окно. Хорошо показана левая часть иконостаса, отличного от иконостаса Никольского храма, хорошо известного нам. Здесь это гладкая, сложной конфигурации, стена, решенная в ордерной системе с накладными резными вызолоченными деталями и вставленными в нее иконами в резных рамах. Стилевое решение иконостаса близко к рококо. Икон в этой части храма показано большое количество. Это большие и маленькие иконы в окладах и без окладов, складни. Они развешены по стенам, расставлены по полкам. Особенно выделены художником две — большая икона иконостаса с изображением Богоматери с младенцем, по типу Умиление, в полный рост, похоже, белорусского письма с незажженной лампадой перед ней. Вторая икона киотная, подокладная, вынесена отдельно, изображает Богоматерь с младенцем по типу Владимирской, убрана малиновой тканью, зеленью и крупными розовыми цветами. Перед ней — напольный позолоченный подсвечник с большой толстой свечей в центре и маленькими мерцающими свечками по краям, стоящий на ступенях, покрытых малиновым ковром, два цветастых, зеленых ковра лежат по сторонам. Колористическое решение интерьера звонкое, его составляют сочетания малиновых, зеленых желто-золотистых оттенков. Таким образом, художник позволив заглянуть внутрь собора н.20 в., показал особенности устройства иконостаса в храме периода позднего барокко.
Совсем не сохранилось предметов, которые могли бы выступить свидетелями яркого исторического события для Могилева — пребывания в нем Царской Ставки. И только работы художника Дряпаченко, созданные в непосредственной близости от Ставки и последнего русского императора, являются той подлинной нитью, которая связала недалекое прошлое с настоящим.
С.Б. Рыбакова, г. Могилев, Могилевский областной краеведческий музей им Е.Р. Романова, Беларусь