Смыслы в основах и корнях музыки ценны и доступны лишь тому, кто не только верит в происхождение их от начального разума — смысла музыки, но кто никогда не сомневался и в неразрывной связи с этими «корнями» всего музыкального искусства, существовавшего до него. (Н.К. Метнер)
В истории духовной культуры человечества есть знаковые фигуры, которые силой энергетического потенциала не только концентрированно выражают в творчестве характерные черты своего времени, но и во многом определяют будущее развитие художественного процесса. Щедро одаренная талантами земля Могилевщины внесла весомый вклад в сокровищницу отечественной культуры. В области музыки заметно выделяется имя талантливого дирижера, педагога, руководителя оркестра народных инструментов Леонида Леонидовича Иванова (1940 — 2009).
Уроженец Могилева, он с детских лет проявил интерес к музыкальным занятиям и впоследствии сделал все для того, чтобы осуществилась его мечта стать образованным музыкантом. Окончив Могилевское музыкальное училище, а затем и Белорусскую государственную консерваторию им.А.В. Луначарского, Л.Л. Иванов избрал путь профессионального руководителя оркестровым коллективом. Он обучался в классе видного белорусского дирижера, заслуженного деятеля искусств БССР И.С. Абрамиса. Еще во время учебы в Минске Леонид организовал свой первый оркестр, состоящий из учеников общеобразовательной школы № 34, который в 1963 г. стал лауреатом Республиканского смотра-конкурса детского самодеятельного творчества.
Вспоминая годы учебы, Л.Л. Иванов всегда с благодарностью отзывался о педагогах, музыкантах, оказавших влияние на его творческое становление. Среди первых своих учителей он называл И.Л. Павлова, Л.М. Зисмана. В студенческие годы формирование его ценностных ориентиров определяли А. Богатырев, В. Оловников, И. Жинович и др.
В 1964 г. после окончания Белорусской государственной консерватории Л.Л. Иванов начал работать в Могилевском музыкальном училище преподавателем по классу баяна, оркестрового дирижирования и руководителем оркестра народных инструментов. Этому учебному заведению он посвятил 34 года творческого труда, из которых более 30 лет (1964-1995) руководил оркестром народных инструментов, а в течение 25 лет был директором училища.
Авторитет талантливого музыканта и личностные качества лидера позволили Л.Л. Иванову за небольшой период времени (1964-1966) произвести в оркестре существенные преобразования. Для дальнейшего творческого становления оркестрового коллектива этот этап, обусловленный, прежде всего, накоплением нового концертного репертуара, равно как и совершенствованием художественного уровня исполнения, имел важное значение. Заметно изменился творческий почерк оркестра, возросли технические возможности музыкантов, звучание стало более пластичным в динамическом отношении. Этот период стал началом творческой биографии могилевского оркестра народных инструментов.
Вскоре оркестр завоевал заслуженное признание. В качестве солистов с коллективом начинают выступать профессиональные исполнители Д. Зубрич, В. Вуячич — солисты Белорусской государственной филармонии. Оркестр наряду с прославленными коллективами успешно выступает в ответственных концертах. Так, в концерте, посвященном 700-летию Могилева (16 сентября 1967 г.), приняли участие Государственный оркестр БССР под руководством народного артиста БССР И. Жиновича, Народный хор БССР под руководством народного артиста БССР Г. Цитовича, народные артисты БССР Т. Нижникова, З. Бабий и др. В исполнении могилевского оркестра прозвучали «Русская увертюра» Н. Будашкина и песня «Обелиски» Д. Смольского (солист заслуженный артист БССР В. Гончаренко).
Особое значение для оркестра и его руководителя имели выступления коллектива на торжественных мероприятиях, посвященных 50-летию БССР (1968), которые состоялись в рамках Дней Могилевской области в Минске. На сцене Белорусской государственной филармонии и Государственного Большого театра оперы и балета БССР прошли концерты с участием творческих коллективов и исполнителей Могилевщины. Исполненная оркестром под управлением Л.Л. Иванова «Праздничная увертюра» Д. Смольского послужила музыкальной иллюстрацией киножурнала о «Днях Могилевской области» в Минске, который с успехом демонстрировался в кинотеатрах республики. За достижения в развитии самодеятельного народного творчества и высокое исполнительское мастерство могилевскому оркестру народных инструментов было присвоено почетное звание «народный» (1968).
Активная концертная деятельность оркестра способствовала повышению профессиональной оснащенности музыкантов, в результате которой появилась возможность создания в коллективе новой творческой единицы — ансамбля солистов из 14 человек. Ансамбль исполнял произведения, как из репертуара оркестра, так и специально для него сделанные аранжировки: Н. Чуркин «Полька», белорусские народные песни «Чаму ж мне не пець», «Чабарок» и др. С ансамблем выступали солисты — вокалисты и инструменталисты. Иногда в качестве солистов приглашались участники художественной самодеятельности из районов Могилевской области: Л. Мозолькова из Кричева, Л. Клиндухова и Н. Худолей из Климович, А. Цед из Бобруйска. В телевизионном республиканском молодежном конкурсе «Славим молот и песню» ансамбль стал победителем и получил высокую творческую оценку председателя жюри композитора И. Лученка. Именно в это время начинается творческое сотрудничество Л.Л. Иванова и В.Г. Щербо. Большинство произведений из репертуара оркестра народных инструментов и сегодня звучат в замечательных аранжировках и переложениях этого талантливого музыканта.
В 1971 г. оркестр был удостоен чести выступить в г. Москве на ВДНХ СССР с концертной программой, и награжден дипломом за успешное ее исполнение. Традиционно все московские концерты начинались знаменитым финалом «Симфониетты» Н. Чуркина. Весомую часть концертной программы оркестра составляли произведения белорусских композиторов — Е. Глебова, Д. Каминского, Г. Пукста, Н. Соколовского. В качестве солистов были задействованы рабочая Могилевского завода «Электродвигатель» Р. Никитина и преподаватель Могилевского культурно-просветительского училища Н. Барбарчик.
В 1973 г. Л.Л. Иванова назначили на должность директора Могилевского музыкального училища. Выполняя ответственную
административную работу, он продолжал широкую концертнопросветительскую деятельность в качестве дирижера и художественного руководителя оркестра народных инструментов. Вместе с тем Л.Л. Иванов зарекомендовал себя не только как ответственный и принципиальный руководитель, но и как талантливый, высокопрофессиональный
преподаватель. В 1976 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель БССР».
В 1970-1980-е годы на всей территории советского культурного пространства активизировалось привлечение народных масс
к любительскому творчеству, которому содействовало проведение ежегодных смотров художественной самодеятельности. Первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества трудящихся (1975-1977) способствовал выдвижению одаренной молодежи, обмену культурными достижениями, пропаганде музыкального искусства в самых широких кругах слушателей и стал поистине массовым явлением советской действительности. Третий тур I Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества трудящихся состоялся в Могилеве (1976). Оркестр народных инструментов представил обширную программу из произведений белорусских, русских и советских композиторов. В исполнении коллектива прозвучали «Праздничная увертюра» Д. Смольского, «Рапсодия на темы мелодий народов СССР» Б. Диева, «Белая Русь» Ю. Семеняко, «Пляска скоморохов» П. Чайковского из музыки к сказке А. Островского «Снегурочка» и другие произведения.
В истории музыкального искусства и музыкального образования Беларуси важное место принадлежит республиканским смотрам-конкурсам хоровых и оркестровых коллективов средних специальных учебных заведений искусства и культуры. Впервые эта своеобразная форма творческой отчетности была учреждена Министерством культуры БССР и в 1977г успешно внедрена. Жюри I Республиканского смотра-конкурса хоровых и оркестровых коллективов средних специальных учебных заведений, в составе которого находились видные белорусские музыканты Г. Клочко, И. Абрамис, Г. Гладков, Л. Шиманович, Н. Хвисюк, Р. Хананьев, высоко оценило выступление могилевского оркестра русских народных инструментов и наградило его дипломом I степени (1977). Оркестр под руководством Л.Л. Иванова неоднократно становился победителем республиканских смотров-конкурсов (1981, 1984, 1987, 1992).
Значимым событием в творческой жизни оркестра стало участие в концертных мероприятиях, приуроченных к 60-летию БССР, которые состоялись в Москве на ВДНХ (1979). Из 16 номеров концерта 7 музыкальных произведений исполнил могилевский оркестр. Сочинения, прозвучавшие в программе, были подобраны таким образом, чтобы показать единство братских республик, и, вместе с тем, их национальное своеобразие: «Рапсодия на темы мелодий народов СССР» Б. Диева, «Народные игры» А. Мдивани, «Белая Русь» Ю. Семеняко и «Ты вспомни все» И. Лученка, «Волжские припевки» А. Шалаева, «Наигрыш» В. Бибергана, «Кадрильная полька» А. Широкова.
В 1979 г. состоялась первая концертная поездка оркестра народных инструментов за рубеж в Польскую Народную Республику. Концерты белорусских музыкантов состоялись во многих городах Польши и пользовались у слушателей большой популярностью.В репертуаре оркестра были представлены произведения Г. Венявского, Т. Сигединского, М. Огинского и других композиторов.
В 1982 г. оркестр в рамках Дней Советской культуры совершил концертную поездку в Народную Республику Болгарию. Особым успехом у болгарской публики пользовались произведения «Спеў дубраў» В. Иванова, «Сельскія музыкі» В. Помозова, «От векове — за векове» И. Лученка, болгарская народная мелодия «Радино хоро».
Новая страница творческой биографии Л.Л. Иванова началась в 1990 г. Он был назначен деканом открывшегося в Могилеве педагогического факультета — филиала Белорусской государственной академии музыки. Несмотря на сложности становления нового учебного заведения в конце учебного года на отчетном концерте студенты продемонстрировали достаточно высокий исполнительский уровень.
На первых порах студентам филиала приходилось осваивать оркестровый класс в оркестровых коллективах Могилевского музыкального училища. Однако уже в 1992-1993 учебном году численность контингента обучающихся на народном отделении позволила приступить к созданию на факультете оркестра народных инструментов. Это положило начало формированию нового коллектива — оркестра народных инструментов Могилевского филиала Белорусской государственной академии музыки. С этого времени и до 1995 г. Л.Л. Иванов руководил двумя оркестровыми коллективами.
Могилевчане с благодарностью вспоминают многочисленные выступления оркестра в концертном зале педагогического факультета, в Могилевском государственном педагогическом университете им. А.А. Кулешова, в ДКиТ МПО «Химволокно», на открытых площадках города. Формы концертных выступлений оркестра и их тематика отличались разнообразием: это и участие в благотворительных акциях, в частности, «Творческая интеллигенция — детям Чернобыля», и в «Вечерах белорусской музыки», во встречах «Клуба творческой интеллигенции» и в «Музыкальных средах». В Могилевской области к концу 1990-х годов не было ни одного районного центра, где бы ни побывал оркестр народных инструментов.
В 1998 г. оркестр под руководством Л.Л. Иванова приобрел статус профессионального коллектива Могилевской областной филармонии.
С оркестром выступали народные артисты СССР Б. Штоколов,
B.Норейка, З. Соткилава, Ю. Богатиков, народные артисты России
C.Захаров, Л. Сенчина, В. Пономарева, А. Стрельченко, В. Трошин,
народный артист Молдовы К. Маскович, народный артист России А. Цыганков, заслуженный деятель искусств России Е. Дербенко. Принимая участие в таких фестивалях, как «Могилевская музыкальная весна», «Могилевская музыкальная осень», «Золотой Шлягер» оркестр «открывал» публике новые имена. Среди них Е. Материнко — лауреат международного конкурса «Романсиада — 99» в Москве,
О. Дубовская — лауреат республиканского конкурса им. И. Жиновича, лауреат международного конкурса «Кубок Севера» в Череповце и др.
Размышляя над проблемами художественного творчества, Л.Л. Иванов придавал большое значение репертуару оркестра как средству воспитания музыканта и формирования эстетического вкуса слушательской аудитории.В одном из интервью маэстро сказал: «Для меня приемлемо лишь то, что истоками кровно связано с народной музыкой… <…> Охотно включаю в репертуар русскую оркестровую классику, новинки современных авторов, если их сочинения очеловечены истинными чувствами. Нельзя забывать, что в оркестре рождается музыкант, способный не только играть голые ноты, но слышать и слушать себя в общем звучании, постигать технологию рождения прекрасного».
Оркестр под управлением Л.Л. Иванова достойно представлял белорусское искусство на фестивалях профессиональных оркестров в городах России (Липецке, Екатеринбурге). В 2005 г. по приглашению Национального оркестра русских народных инструментов России им. Н. Осипова Л. Иванов дважды выступил в качестве дирижера этого прославленного коллектива в Москве в Концертном зале им. П. Чайковского с произведениями белорусских композиторов. Этот факт является еще одним подтверждением его высокой художественной миссии как артиста, пропагандирующего национальные культурные ценности.
«Результатом дирижерской работы Л. Иванова были многочисленные концертные выступления оркестра — яркие, интересные и искренние. Благодаря Л. Иванову оркестр стал заметным не только на карте республики, но и Европы в целом. Многолетняя плодотворная педагогическая и музыкально-просветительская деятельность, значительный личный вклад в отечественную культуру создали высокий профессиональный авторитет и поставили Л. Иванова в ряд ведущих деятелей музыкального искусства Беларуси»[\, с.516].
Оркестр, названный именем его основателя, стал своеобразной моделью сообщества единомышленников, творческой лабораторией, где апробируются новые подходы к исполнительскому искусству, закладывается художественно-эстетический фундамент музыкальной культуры будущего. С 2009 г. оркестром народных инструментов им. Л. Иванова Могилевской областной филармонии руководит Н. Алданов.
За годы работы Л.Л. Иванов проявил себя талантливым педагогом. В его классе по оркестровому дирижированию прошли обучение свыше 100 человек, а в оркестровом классе приобрели школу коллективного музицирования более 600. В числе его учеников музыканты, деятельность которых в настоящее время во многом определяет состояние музыкальной культуры страны. Среди них П. Вандиловский, А. Сосновский, Н. Алданов, В. Куприяненко, С. Лясун, В. Волоткович, и др.
Литература:
1.Ювченко, Н. Дирижерское исполнительское искусство: оркестровое и оперно-симфоническое / Н. Ювченко // Белорусское концертноисполнительское искусство: последняя треть XX — начало XXI века / Т. Г. Мдивани [и др.]; науч. ред.Т. Г. Мдивани; редкол.: А. И. Локотко [и др.]. — Минск: Беларус. навука, 2012. —560 с.
При написании статьи использованы материалы из личного архива Л.Л. Иванова
О.Г. Шевченко, г. Могилев (Беларусь),
Могилевский филиал УО «Белорусская государственная академия музыки»