Миссионерская деятельность православного духовенства в Могилевской епархии в конце XIX — начале XX века

 
В конце XIX — начале XX в. в Могилевской епархии проживало несколько десятков тысяч старообрядцев. Появились также и протестанты. Поэтому могилевские епископы придавали большое значение развитию православной миссии в своей епархии. Особенно много уделял внимания данному вопросу епископ Стефан. Сразу же после издания закона о веротерпимости по его распоряжению в мае 1905 г. в г. Могилеве был проведен съезд депутатов духовенства Могилевской епархии, на котором обсуждались вопросы, непосредственно связанные с деятельностью православной миссии. Признавая главным средством укрепления в населении православной веры глубокое и, по возможности, полное ознакомление верующих с вероучением, богослужением, постановлениями и обрядами православной церкви, съезд обсудил вопросы о совершенствовании преподавания Закона Божьего, проповедничества и внебогослужебных собеседований [1, с. 257, 311].
Исключительно с миссионерской целью епископ Стефан учредил в Могилевской епархии Гомельское викариатство. По мнению Стефана пребывание викарного епископа в южной части губернии, наиболее населенной староверами и «сектантами», давало возможность ему часто посещать приходы Гомельского уезда, архипастырским словом и торжественными богослужениями укреплять в вере православное население и нейтрализовать иноверческую пропаганду.
Первым викарным епископом стал ректор Могилевской духовной семинарии архимандрит Митрофан (Краснопольский). Наречение архимандрита Митрофана в епископа Гомельского было совершено в г. Санкт-Петербурге в присутствии членов Св. Синода 10 февраля 1907 г., а посвящение — в соборном храме Александро-Невской лавры 11 февраля [2, с. 135-139].
С целью лучшей организации миссионерского дела в Могилевской епархии в 1906 г. по инициативе епископа Могилевского и Мстиславского Стефана был учрежден специальный епархиальный миссионерский совет. В состав совета первоначально вошли следующие лица: епископ Стефан (председатель); ректор семинарии архимандрит Митрофан; ключарь собора, бывший витебский епархиальный миссионер, священник И. Сченснович; секретарь консистории В.Д. Добровольский; епархиальный миссионер Я.Л. Журавский; преподаватель истории и обличения старообрядчества в Могилевской семинарии П.Я. Строганов; епархиальный наблюдатель церковных школ, гомельский протоиерей А.Я. Зыков и гомельский уездный миссионер священник И.Егоров [3, с. 77].
Совет руководил православной миссией в епархии и имел своей целью «содействовать охранению, утверждению и распространению в среде народа истин и правил Святой Православной веры в пределах Могилевской епархии» [4, с. 1].
Миссионерский совет в своей деятельности руководствовался уставом, утвержденным епископом Могилевским и Мстиславским Стефаном 10 декабря 1905 г. В соответствии с этим уставом совет обязан был рассматривать и обсуждать все миссионерские дела и вопросы, возникавшие в Могилевской губернии, руководить деятельностью епархиального и уездного миссионеров, содействовать миссионерской деятельности
приходского духовенства. Совет при наличии средств должен был проводить следующие мероприятия:
•снабжать работников миссии необходимой литературой
миссионерского содержания;
•оказывать содействие в проведении мероприятий, имевших миссионерский характер (например, помогать в открытии церковноприходских школ и строительстве храмов в местностях, «зараженных расколом и сектантством»;
•организовывать внебогослужебные собеседования;
•устраивать библиотеки и читальни;
•распространять среди православного населения, староверов и «сектантов» книги, брошюры и листки религиозно-нравственного содержания;
•организовывать миссионерские курсы.
При необходимости миссионерский совет имел право проводить благочиннические, уездные и епархиальные миссионерские съезды. Таким образом, миссионерский совет стал центральным органом православной миссии в Могилевской епархии.
В распоряжение совета перешла собираемая духовенством епархии и Могилевским Богоявленским братством сумма, оставшаяся после упразднения вакансии миссионера-начетника в с. Островне. В миссионерский совет поступали также и добровольные пожертвования от церквей, монастырей, причтов и частных лиц. Церкви присылали совету с согласия старост и представителей прихожан часть церковных доходов, собираемых в день Пятидесятницы, а монастыри — определенный процент с отдельных статей доходов с согласия старшей братии или старших сестер. Помогал миссионерскому совету и епархиальный комитет Православного миссионерского общества, ежегодно выделявший 200 руб. на нужды местной православной миссии. В результате, в распоряжении миссионерского совета находились довольно значительные суммы: в 1906 г. — 1809 руб. 21 коп., в 1907 г. — 1579 руб. 29 коп. [5, с. 65; 6].
Значительные средства позволяли миссионерскому совету с первого года своего существования организовать широкую миссионерскую работу. Считая книги, листки и брошюры самым надежным пропагандистским средством, совет тратил значительные средства на их приобретение и рассылал их в места массового проживания староверов и протестантов. В таких приходах совет также оказывал помощь церковным школам и причтам, отличившимся в миссионерской работе [7].
С целью достижения больших успехов в м. Белыничи Могилевского уезда при Рождество-Богородицком монастыре 15 марта 1907 г. было открыто отделение епархиального миссионерского совета. В его состав вошли настоятель монастыря — архимандрит Мелхиседек, местный окружной благочинный, настоятели окрестных церквей, уездный наблюдатель церковных школ священник Н. Ольшевский, а также другие избранные самим отделением сочувствующие православной миссии лица. На первом заседании отделения, состоявшемся в тот же день, были избраны большинством голосов секретарь и казначей. Секретарем отделения стал священник Задруцко-Белыничской церкви Л. Шебеко, а казначеем — настоятель Белыничской Рождество-Богородицкой церкви священник А. Чудович. Тогда же был поднят вопрос об учреждении при Белыничском монастыре двухклассной церковно-приходской школы [8].
Для распространения литературы духовно-религиозного содержания миссионерский совет организовал продажу листков и брошюр. В 1907 г. за 75 коп. можно было приобрести из склада совета 100 экземпляров миссионерской печатной продукции, имевшей противораскольнический, противосектантский или противокатолический характер [9]. Для организации чтений в семье, школе и приходе совет в помощь духовенству печатал в «Могилевских епархиальных ведомостях» перечень рекомендуемых изданий. Так, в № 2 местных епархиальных ведомостях за 1911 г. совет опубликовал такой перечень газет и журналов. В него вошло 9 газет, 10 богословско- миссионерских журналов и 5 исторических периодических изданий [10].
Придавал большое значение миссионерский совет организации в Могилевской епархии миссионерский курсов. В 1908 г. такие курсы были организованы в г. Гомеле, в 1910 г. — в г. Мстиславле, в 1911 г. — в Могилеве (20-27 мая) и м. Кричеве Чериковского уезда, в 1912 г. — в г. Горках, в 1914 г. — в г. Климовичах.
В г. Мстиславле краткосрочные миссионерские курсы были организованы для духовенства Мстиславского уезда в 1910 г. с 10 по 18 сентября. На курсы прибыло 25 священников. Кроме духовенства курсы посещали и светские слушатели в количестве 20 человек. На миссионерских курсах разбиралось не только «рационалистическое сектантство» (толстовство и штундо-баптизм), но и существовавшее в то время неверие (материалистический социализм и новейшее литературное богоборчество) [11].
В г. Климовичах краткосрочные миссионерские уездные курсы были организованы для духовенства Климовичского уезда. Они были проведены с 28 апреля по 2 мая 1914 г. под руководством епархиального миссионера Г.А. Чайкина при содействии гомельского уездного миссионера священника Е. Саульского. Благочинные трех округов Климовичского уезда вызвали на курсы по 10 священников и 10 диаконов с псаломщиками от каждого благочиния, преимущественно из тех мест, где проживали «сектанты». Приглашенные священники содержались на местные средства, а диаконы и псаломщики получали по 50 коп. в сутки [12].
Члены миссионерского комитета активно участвовали и в проведении богословских чтений в г. Могилеве. Так, могилевский епархиальный миссионер Г.А. Чайкин 16 января 1914 г. в зале клуба чиновников предложил слушателям чтение на тему «Толстовство, как секта перед судом православия» [13].
7 октября 1909 г. епископ Стефан утвердил «Нормальный устав братств для приходов Могилевской епархии, зараженных: расколом, сектантством, католицизмом, неверием и религиозным индифферентизмом» [14]. Устав перед такими братствами ставил не только миссионерские, но и религиознонравственные, просветительные, церковно-школьные и благотворительные задачи. Определялись также и средства достижения и осуществления поставленных задач. Устав подчеркивал, что «председателем братства, его первым руководителем и вдохновителем является местный приходской священник, который научает, вразумляет, обличает и вообще руководит всей деятельностью братства и является ответственным лицом за направление братства пред епископом» [14, с. 2-3]. Утвердил правящий архиерей Могилевской епархии и «Инструкцию миссионерским книгоношам- собеседникам».
Издание устава братств для приходов, «зараженных» иноверием, вызвало появление в Могилевской епархии миссионерских братских церковно-общественных объединений. Так, 24 октября 1910 г. в с. Солоном Рогачевского уезда в храме был отслужен молебен и открыто церковно — миссионерское братство с целью борьбы с сектантством, а также религиознонравственного развития и совершенствования православных христиан. В братство записалось более 60 человек [15].
Для лучшей организации миссионерской деятельности приходского духовенства в некоторых благочиннических округах проводились пастырско- миссионерские съезды. Примером такого съезда может служить съезд духовенства второго округа Быховского уезда, который состоялся 15 февраля 1910 г. в с. Грезивце. На данный съезд был приглашен епархиальный миссионер Г. Щелчков, который познакомил священников с состоянием сектантства и неверия в России. Он рекомендовал священно-и церковнослужителям проводить следующие мероприятия:
1)повсеместно открывать церковно-миссионерские братства, кружки ревнителей православия и другие церковно-приходские организации, задача которых заключалась в повышении «религиозно-нравственного уровня» народа, избавлении его от языческих предрассудков, вредных обычаев и пороков;
2)регулярно организовывать внебогослужебные миссионерско- апологетичские и катехизические беседы, а также систематически объяснять св. Писание;
3)завести во всех приходах общее пение верующими молитв и церковных песнопений;
4)заменить чтение на устное изложение проповедей, используя тексты Св. Писания и творений отцов церкви;
5)распространять во всех приходах книжки, брошюры и листки религиозно-нравственного и миссионерско-апологетического содержания;
6)установить для чтения народа во всех селах и деревнях витрины с религиозно-нравственными и миссионерскими листками.
Духовенство не только выслушало с большим вниманием советы епархиального миссионера, но и постановило организовать благочиннические и церковно-приходские библиотеки, постепенно пополнять их новыми изданиями по обличению сектантства, неверия и богоборчества. Священники также просили епископа разрешить проводить благочиннические пастырско-миссионерские съезды [16].
Главным препятствием для успешного проведения миссионерской работы был недостаток денежных средств. Так, для предотвращения распространения старообрядчества в 1906 г., в виде опыта, в деревне Слободе была открыта церковно-приходская школа. Одна из-за недостатка средств она прекратила свое существование в следующем году [17].
Для ограждения православного населения от пропаганды иноверцев, привлечения староверов, протестантов в православную церковь в Могилевской епархии в 1892 г. была учреждена должность епархиального миссионера. На его содержание и разъезды по епархии с миссионерской целью Св. Синод ежегодно выделял 2000 руб. [18, с. 347]. Однако в начале XX в. руководство Могилевской епархии испытывало трудности в нахождении достойных кандидатов на должность епархиального миссионера.
Таким образом, в конце XIX — начале XX в. в Могилевской епархии православное духовенство пыталось наладить активную миссионерскую работу.
Литература
1.Пастырская беседа Преосвященнейшего Стефана, Епископа Могилевского, с о.о. депутатами Могилевской епархии // Могилевские епархиальные ведомости. — 1905. — № 11 (часть неофициальная). — С. 257-265, № 12 (часть неофициальная). — С. 286-296, № 13 (часть неофициальная). — С. 311-333, № 14 (часть неофициальная). — С. 341-361.
2.Учреждение викариатства в Могилевской епархии // Могилевские епархиальные ведомости. — 1907. — № 4 (часть неофициальная). — С. 131-140.
3.Учреждение Могилевского епархиального миссионерского Совета // Могилевские епархиальные ведомости. — 1906. — № 2 (часть неофициальная). — С. 76-77.
4.Устав Могилевского Епархиального Миссионерского Совета // Могилевские епархиальные ведомости. — 1906. — Приложение к № 3. — С. 1-7.
5.От Могилевского Миссионерского Совета // Могилевские епархиальные ведомости. — 1907. — № 11 (часть официальная). — С. 65-66.
6.Сведения о сборах поступивших в Могилевский Епархиальный Миссионерский Совет на нужды местной миссии в 1907 год // Могилевские епархиальные ведомости. — 1908. — № 12 (часть официальная). — С. 86.
7.Сведения о расходах по Миссионерскому Совету за 1907 г. // Могилевские епархиальные ведомости. — 1908. — № 12 (часть официальная). — С. 87.
8.Открытие Белыничского Отделения Епархиального Миссионерского Совета // Могилевские епархиальные ведомости. — 1907. — № 12 (часть неофициальная). — С. 290-292.
9.Объявления // Могилевские епархиальные ведомости. — 1907. — № 22 (часть неофициальная). — С. 820-821.
10.Могилевский Миссионерский Совет, на основании постановления, утвержденного Его Преосвященством, рекомендует духовенству для чтения в семье, школе и приходе следующие газеты и журналы // Могилевские епархиальные ведомости. — 1911. — № 2 (часть официальная). — С. 20-21.
11.Щелчков, Г. Миссионерские курсы для духовенства Мстиславского уезда / Г. Щелчков // Могилевские епархиальные ведомости. -1910. — № 21 (часть неофициальная). — С. 736-737.
12.От могилевского Епархиального Миссионерского Совета // Могилевские епархиальные ведомости. — 1914. — № 8. — С. 96.
13.Богословские чтения в г. Могилеве // Могилевские епархиальные ведомости. — 1914. — № 6 (часть неофициальная). — С. 194-196.
14.Нормальный устав братств для приходов Могилевской епархии, зараженных: расколом, сектантством, католицизмом, неверием и религиозным индифферентизмом // Могилевские епархиальные ведомости. — 1909. — Приложение к официальной части № 20. — С. 1-3.
15.Щелчков, Г. Миссионерские беседы с сектантами и открытие церковномиссионерского братства / Г. Щелчков // Могилевские епархиальные ведомости. — 1910. — № 23 (часть неофициальная). — С. 810-812.
16.Щелчков, Г. Пастырско-миссионерский съезд духовенства 2-го округа Быховского уезда // Могилевские епархиальные ведомости. — 1910. — № 6 (часть неофициальная). — С. 214-216.
17.Билецкий, И. Белокриницкие миссионеры / И. Билецкий // Могилевские епархиальные ведомости. — 1910. — № 5 (часть неофициальная). — С. 170-174.
18.Высочайшие повеления. О расходе на содержание миссионеров в 10 западных и южных епархиях // Могилевские епархиальные ведомости. — 1891. — № 25 (часть официальная). — С. 347-348.

С.М. Восович
г. Брест, БрГТУ

Источник