На территории Могилевской епархии в рассматриваемый период количество православных монастырей не являлось постоянным. Их число валировалось в пределах от 12 до 14 [1, с. 2-3; 2, л. 1-217]. В целом, Могилевская епархия по численности монашеских общин занимала лидирующую позицию среди православных епархий, функционирующих на территории Беларуси в конце XIX — начале XX вв.
В начале XX века число монастырей в Могилевской епархии стабилизировалось и составило 14 общин. Функционировали мужские монастыри: Могилевский Братский Богоявленский, Белыничский Рождество-Богородицкий, Пустынский Успенский, Оршанский Покровский, Оршанский Богоявленский, Неклюдовский Борисоглебский, Охорский Преображенский; женские — Оршанский Успенский, Буйничский СвятоДухов, Чонский, Мстиславский Тупичевский Свято-Духов, Мозоловский Вознесенский, Барколабовский, Макарьевский.
Изменение численности монастырей происходило из-за их реорганизации, перемены статуса, преобразования в женские.
1.В 1847 году упразднили Шкловский Воскресенский мужской монастырь [3, с.268].
2.В 1876 году на месте упраздненного кармелитского католического монастыря и костела создан Белыничский Рождество-Богородицкий монастырь[4, с. 133].
3.Мстиславский Николаевский монастырь 10 февраля 1877 года был упразднен, его штат перевели в Белыничский Рождество-Богородицкий монастырь.
4.Оршанский Богоявленский монастырь с 1842 года приписан к Оршанскому Покровскому. Здания Покровского монастыря в 1888 году были переданы в ведение Оршанского Духовного училища, братия помещалась в приписном Богоявленском монастыре.
5.С 1835 года числился приписным к Буйничскому Свято-Духову Барколабовский монастырь. В 1901 году Барколабовский монастырь стал самостоятельным [5, с. 1,48].
6.Неклюдовский монастырь учрежден 30 марта 1885 г. Указом Св.Синода № 1095, открыт 1 октября 1899 г.
7.Охорский монастырь с 1842 года числился приписным к Могилевскому Братскому монастырю [6, с. 557]. Охорский Преображенский заштатный монастырь определением Св.Синода 10 октября 1911 года № 7698 отделен от Могилевского архиерейского дома и обращен в самостоятельный монастырь.
8.Чонский мужской единоверческий монастырь по указу Св. Синода № 8369 от 23 декабря 1899 года преобразован в женский православный. Официальное открытие состоялось 26 августа 1900 г.
9.Мстиславский Тупичевский мужской с 1842 по 1877 годы был лишен самостоятельности и присоединен к Мстиславскому Николаевскому монастырю. После упразднения Мстиславского Николаевского монастыря с 1877 по 1886 год братия Тупичевского монастыря была переведена в Белыничский монастырь. В 1886 году по указу Св.Синода от 11 января № 131 Тупичевский заштатный монастырь преобразован в женский и приписан к Мозоловскому женскому монастырю. 13 февраля 1903 года Тупичевский монастырь отделили от Мозоловского и возвели во второй класс.
10.К Макарьевскому мужскому монастырю в 1845 году был приписан Чонский единоверческий. В 1875 году Чонский монастырь был объявлен самостоятельным, а Макарьевский упразднили и приписали к Чонскому. В 1907 года Макарьевский монастырь приписали к Могилевскому Братскому монастыря. С 1913 года Макарьевский монастырь был преобразован в женский и приписан к Чонскому монастырю [2, л. 16, 44, 69, 86 об., 144, 164 об., 210-210 об.].
В рассматриваемый период в монастырях Могилевской епархии можно выявить две тенденции — феминизации и «окрестьянивания».
Феминизация (от Feminization (англ.) — возрастание роли женщин в каких-либо социальных, политических либо экономических процессах. Этот процесс проявляется с конца XIX века в связи с тем, что женщин желающих посвятить себя монашескому служению стало значительно больше, чем послушников в мужских монастырях. По этой причине в Могилевской епархии ряд мужских монастырей: Чонский, Макарьевский, Мстиславский Тупичевский перепрофилировали в женские.
Основным источником пополнения женских общин являлись в XIX- начале XX вв. выходцы из крестьянского сословия. Общероссийский процесс вытеснения крестьянством из монашеской среды представителей более привилегированных слоев был заметен в Могилевской епархии во всех женских монастырях, где более 80 % монастырских насельников имели крестьянское происхождение. Например, в Оршанском Успенском из 103 человек подвизающихся в монастыре 88 имели крестьянское происхождение, в Буйничском из 96 — 85, Чонском из 104 — 92, Мстиславском Тупичевском из 80 — 69, Мозоловском из 65 — 53, Барколабовском из 93 — 88, Макарьевском из 25 — 18 [2, л. 113-217].
В начале XX века секуляризация общественного сознания затронула довольно значительную часть образованного общества. Для крестьянства монашеское служение не потеряло своей привлекательности. Помимо чисто религиозных мотивов, здесь играли роль и житейские соображения: поступив в монастырь, крестьянин повышал свой общественный статус и улучшал условия своей жизни [7, с. 179-193, с. 180-181].
По мнению исследователя П.Н. Зырянова из-за окрестьянивания монашества к концу XIX века стала ощущаться недостаточность прежних патриархальных форм единения с верующими (прием и угощение богомольцев за счет богатых жертвователей, душеполезные чтения во время трапез, крестные ходы). В жизни монастырей отчетливо начал обозначаться кризис, связанный с необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни страны. Все реже в монастыри шли представители верхних слоев общества, даже выходцы из белого духовенства. Все реже и скупее были их пожертвования. Образовавшийся вакуум заполнялся крестьянством, малограмотным и неимущим. Единственное, что оно могло предложить монастырю, — рабочие руки. Но осмыслить роль монашества в меняющемся мире малограмотному человеку было не под силу.
Многие монашествующие и вообще верующие люди выход из кризиса искали в специализации монастырей. Например, некоторые монастыри Могилевской епархии были нацелены преимущественно на миссионерскую деятельность или благотворительность. Миссионерским центром единоверия, по замыслу епархиальных властей, должен был стать Макарьевский монастырь [2, л. 210 об.]. С октября 1852 года по март 1856 года, по распоряжению МДК от 31 июля 1852 года, архимандрит Макарьевского единоверческого монастыря Гермоген проводил богослужение в Гомельской Спасо-Ильинской церкви, входил в увещевание к раскольникам-староверам, обличал их в заблуждении и советовал присоединиться к единоверию. За 8 месяцев богослужебной деятельности архимандрита число единоверцев- прихожан Ильинской церкви умножилось до 30 семей [8, л. 1-7].
В конце XIX — начале XX века в Могилевской епархии появились монастыри, ориентированные главным образом на благотворительную деятельность. Особенно активно в этом направлении действовали женские обители, хотя они были беднее мужских и испытывали острый недостаток средств. Обители Могилевской епархии участвовали в создании системы духовного образования, развитии начального церковного образования (церковно-приходские школы, школы грамоты), формировании сети учительских школ, оказании медицинской помощи.
Постоянная врачебная помощь была организованна в мужских и женских монастырях Могилевской епархии: в Оршанском Кутеинском Богоявленском мужском, в Мстиславском Тупичевском Свято-Духовом женском монастыре, в Чонском [9, л. 39 об.].
Ряд монастырей епархии можно назвать центрами благотворительности. При мужских Могилевском Братском Богоявленском и Белыничском монастырях в начале XX века были открыты Церковноправославные братства.
Богоявленское братство (открытое в 1883 году) имело своей задачей удовлетворение не только религиозных, но и экономических потребностей населения [10, с. 164]. Выделяло средства для постройки церквей, содержание епархиальной библиотеки с бесплатной читальней и епархиальный церковно-археологический музей, покупало билеты в дешевую столовую для раздачи нуждающимся. Ассигновывало средства на содержание бедных учеников местного мужского духовного училища и Буйничской второклассной женской церковно-приходской школы. Оказывало единовременную помощь и ежемесячное пособие беднейшим жителям Могилевской епархии, поддерживало местную сапожную кустарную артель. Кроме этого, братчики проводили в церквях епархии вне- богослужебные религиозно-нравственные чтения и бесплатно распространяли среди населения книги, брошюры и листки религиозного содержания. В 1912 году при братстве было открыто общество трезвости [9, л. 39-39 об.].
Белыничское братство, существующее с 1910 года, ставило своей целью подъем религиозно-нравственного и церковно-православного сознания среди населения епархии. Члены братства должны помогать священнику в исправлении порочных членов прихода и ограждать их от пропаганды иноверцев и сектантов. Для бедных прихожан на Пасху и Рождество братчики осуществляли сбор продуктов среди односельчан. При братстве было организованно общество трезвости, в котором состояло 216 человек [9, л. 39-39 об.].
Литература
1.Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1847 год. — Санкт-Петербург, 1848.
2.Клировая ведомость монастырей гг. Могилева, Мстиславля и Орши и уездов Быховского, Гомельского, Могилевского, Мстиславского, Сеннинского и Чериковского за 1916 г. // Национальный исторический архив Республики Беларусь (НИАРБ). — Ф.2301 — Оп.1. — Д.716.
3.Грудзіна, А.П. Хрысціянскія святыні шклова (гісторыя і сучаснасць)/ А.П. Грудзіна // Гістарычнае і сацыякультурнае развіцце Магілева / укладальнікі: І. А. Пушкін, В.В. Юдзін. — Магілеў : Могилевская областная укрупненная типография, 2007. — С. 265-273.
4.Шейбак, В.В. Традиции паломничества у белорусов в православные монастыри Могилевской губернии в конце XIX — начале XX в. / В.В. Шейбак // Кутеинские чтения: Вторая науч.-практ. конф.: материалы / редкол. : А.А. Коваленя [и др.]. — Минск : Белорус. наука, 2007. — С.132-137.
5.Жудро, Ф.А. Буйничский Свято-Духовский монастырь Могилевской епархии / священник Ф. Журдо. — Могилев, 1904. — 88 с.
6.Слюнькова, И.Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи / И.Н. Слюнькова. — Москва, 2010. — 615 с.
7.Зырянов, П.Н. Русское монашество конца XIX — начала XX века / П.Н. Зырянов // Церковь и время. — 2002. — № 1 — С.179-193.
8.Дело о передаче настоятелем монастыря в введение священника Гомельской Спасо-Ильинской церкви всех старообрядческих церквей и молелен города и Новокрупецкой часовни в связи с переходом их в единоверие // НИАРБ. — Ф. 3023. — Оп. 1 — Д. 185.
9.Отчет о состоянии Могилевской епархии за 1912 г. // НИАРБ. — Ф. 2301. — Оп. 1. — Д. 523.
10.Общее годичное собрание членов Могилевского Богоявленского братства // Могилевские епархиальные ведомости. — 1884. — № 8, (часть неофициальная). — С. 164.
Е.Н. Борун
г. Полоцк, УО «Полоцкий государственный университет»