В научной литературе деятельность «Союза 17 октября» в западных губерниях Российской империи освещалась отрывочно. Задачей данной статьи является исследование, на примере Могилевской губернии, процесса формирования местных отделов партии октябристов, особенностей их тактики в период первой российской революции.
Появлению филиалов «Союза 17 октября» в белорусских губерниях предшествовало создание местных объединений праволиберального направления. В Могилевской губернии одной из первых сформировалась Прогрессивная партия. Она образовалась вскоре после опубликования Манифеста 6 августа 1905 г. об учреждении законосовещательной Государственной думы. В нее вошли либерально настроенные помещики, чиновники и представители интеллигенции, пытавшиеся приспособиться к изменившимся условиям общественно-политической жизни. Руководящим органом партии было бюро, в которое вошли: Н.А. Борисов, Э. Дориа- Дерналович, С.Ф. Залусский, А.В. Королько, И.К. Мигай, А.П. Муромцев,
С.Я. Ракуса-Сущевский, И.А. Семковский, В.А. Судиловский, М. Тимофеев. Председателем бюро являлся рогачевский уездный предводитель дворянства князь Н.Н. Друцкой-Соколинский, его заместителем — член Могилевского губернского присутствия А.М. Королько [4, л. 7]. Численность партии составляла приблизительно 50 человек [1, л. 6 об.].
Несмотря на разработку довольно подробной программы, привлечь новых членов Могилевской прогрессивной партии не удалось. Организация была малочисленной. Ее лидеры, спустя два месяца, сами признали: «Наша партия не пользуется известностью» [12, с. 1]. В конце концов, у прогрессистов возникла идея присоединения к какой-либо общероссийской политической партии, пользовавшейся популярностью. По программным требованиям наиболее близок был «Союз 17 октября».
15 января 1906 г. в помещении могилевского общественного собрания состоялся общий сбор членов прогрессивной партии. Прибыло около 100 человек, в основном из числа землевладельцев и чиновников [7, с. 2]. Председательствовал на заседании Н.Н. Друцкой-Соколинский. Он ознакомил присутствовавших с программами «Союза 17 октября», Партии правового порядка, Торгово-промышленной и Умеренно-прогрессивной партий. Председатель внес предложение о присоединении к октябристам. Собрание единогласно одобрило эту идею [4, л. 4].
Затем баллотировался вопрос — принять ли программу «Союза 17 октября» в полном объеме. Один из прибывших на заседание поляков, Белевский, предложил принять ее с поправкой: внести на рассмотрение Государственной думы вопрос об автономии Царства Польского [12, с. 1]. По его мнению, эта поправка могла привлечь польское население в ряды партии октябристов. Идея Белевского вызвала возражения со стороны русских помещиков и чиновников. Началась дискуссия. В результате большинством голосов было решено принять программу «Союза 17 октября» в полном объеме [4, л. 4]. Но была сделана уступка и полякам: по инициативе Н.Н. Друцкого-Соколинского собрание постановило, что отдельные члены партии, приняв два основных положения октябристов (1) «развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанном на общем избирательном праве»; 2) «вступление в Государственную думу с целью государственного преобразования России мирным путем на основаниях, возвещенных в Манифесте 17 октября 1905 г.), могут сохранять свободу мнения по остальным пунктам программы, не выходя из организации [4, л. 4].
В конце заседания был определен размер членского взноса — 1 руб., причем от него полностью освобождались крестьяне. Затем были избраны делегаты на всероссийский съезд «Союза 17 октября» в Москве, намечавшийся на февраль 1906 г. Избранными оказались помещики В.С. Дрибинцев, С.И. Казанович и Л.Н. Чачков [4, л. 4]. При поддержке местных властей октябристы развернули в Могилеве довольно активную деятельность. Так, уже 27 января 1906 г. по всему городу были расклеены их листовки, напечатанные в губернской типографии. В листовках содержался призыв вступать в «Союз 17 октября» [15, с. 3].
5 февраля 1906 г. состоялось первое общее собрание Могилевского отдела союза. Присутствовало около 100 человек. Вначале заседания был избран постоянный комитет, в который вошли: Н.Н. Друцкой-
Соколинский, А.М. Королько, Н.Н. Епифанов, П.И. Сидорский и И.А. Семковский. Председателем комитета выбрали Н.Н. Друцкого- Соколинского [4, л. 1]. В организационных вопросах могилевские октябристы решили подчиняться Санкт-Петербургскому отделению ЦК «Союза 17 октября». Затем чиновники, присутствовавшие на собрании, заявили о необходимости выяснить вопрос — при каких условиях «лица, состоящие на государственной службе» могут вступать в партию. До решения этого вопроса чиновникам постановили предоставить только право совещательного голоса, делегату же на съезд союза в Москве, С.И. Казановичу, было поручено выяснить этот вопрос в ЦК [4, л. 3]. Мы не знаем, как справился Казанович с данным поручением, но из материалов деятельности других октябристских организаций известно, что чиновники активно участвовали в работе «Союза 17 октября».
Кроме Могилева отделы партии октябристов образовались и в других населенных пунктах губернии. Еще в начале декабря 1905 г. сформировался Гомельский отдел. Его руководящим органом было бюро из 12 человек. Председателем бюро сначала был городской голова Н.В. Романов, а с февраля 1906 г. — уездный предводитель дворянства Н.П. Савицкий, избранный также делегатом на съезд октябристов в Москве [3, л. 19; 4, л. 9]. Всего в Гомельский отдел «Союза 17 октября» записалось свыше 1 тысячи человек, главным образом, старообрядцев [4, л. 9]. Есть косвенные сведения о существовании октябристской организации в Рогачеве. Так, один из рогачевских корреспондентов газеты «Могилевский голос» писал в январе 1906 г.: ««Союз 17 октября» энергично работает у нас. Его воззвания расклеены повсюду, даже на стенах здания вокзала» [14, с. 4]. Известно, что в 1913 г. делегаты от Рогачева участвовали во всероссийском совещании октябристов в Санкт-Петербурге [17, с. 2]. Печатным органом, обслуживавшим интересы октябристов, являлась газета «Могилевский вестник» (редактор — М.И. Пилин) [2, л. 7].
Во время избирательной кампании в I Государственную думу, октябристы, сознавая свою слабость, занялись поиском союзников. В период, когда после Московского восстания революционное движение в стране находилось еще на довольно высоком уровне, Могилевский отдел решил блокироваться с крайне правыми. 16 февраля 1906 г. состоялось совместное заседание местных комитетов партии октябристов и Союза русских людей. Обсуждался вопрос о координации действий в период выборов [8, с. 4]. Однако достигнуть согласия не удалось: слишком существенными оказались программные различия между двумя организациями. Наибольшие разногласия вызвала проблема определения роли и места Государственной думы в системе органов государственной власти Российской империи. «Слияние между обоими союзами возможно только в том случае, если «истинно русские люди» откажутся от того пункта своей программы, в котором сказано, что Государственная дума должна иметь законосовещательный характер, в пользу Думы с законодательными функциями», — считали октябристы [9, с. 3]. В итоге, 19 февраля 1906 г. Союз русских людей решил не объединяться с «Союзом 17 октября» [16, с. 3].
Октябристы оказались в сложном положении. 26 февраля состоялось второе общее собрание Могилевского отдела, посвященное выяснению предвыборной ситуации. Присутствовало всего 68 человек. Заседание открыл Н.Н. Друцкой-Соколинский, указавший «на полное индифферентное отношение избирателей умеренных партий в провинциальных городах к предстоящим выборам достойных лиц в Государственный совет и Думу» [4, л. 5]. По его мнению, это объяснялось отчасти отсутствием в Могилевской губернии дворянских и земских выборных учреждений, приучавших население в центральной России к общественной работе, а также действием Положения об усиленной и чрезвычайной охране, препятствовавшим агитации «законопослушных» октябристов. «Крайние же партии не дремлют, посылают во все концы агитаторов, действуя тайно, и нельзя сказать — чтобы безрезультатно. Положение крайне грустное», — констатировал Друцкой-Соколинский [4, л. 5]. Тем не менее, октябристы решили сохранить прежний курс: идти на выборы совместно с правыми, не блокируясь с более либеральной Конституционно-демократической партией, активно действовавшей в губернии. Кандидатами в выборщики по г. Могилеву были избраны: А.М. Королько, А.Ф. Модестов, С.П. Семенов и И.А. Хозеров [4, л. 5].
При помощи властей «Союз 17 октября» попытался привлечь на свою сторону выборщиков-крестьян. В частности, газета «Могилевский голос» сообщала, что 24 марта 1906 г. после собрания в гражданском клубе, устроенного октябристами, около 11 ч. вечера выборщиков- крестьян на ночлег в народный дом сопровождала охрана, состоявшая из 10 пеших вооруженных казаков [10, с. 3]. Однако покровительство администрации не помогло. На выборах в I Государственную думу «Союз 17 октября» потерпел сокрушительное поражение, не проведя ни одного своего кандидата в депутаты. Вторая избирательная кампания проходила в более благоприятных для «Союза 17 октября» условиях: жесткого подавления революционного движения, усиления репрессий местных властей против кадетов и их союзников, перехода значительной части дворянства губернии на более правые позиции. Таким образом, несколько увеличилась социальная база партии октябристов.
В конце 1906 г. происходят существенные перемены и в руководстве Могилевского отдела. 3 декабря был переизбран комитет. В его новый состав вошли: С.И. Казанович, А.М. Королько, М.И. Пилин, С.П. Семенов (вскоре выбывший) и А.А. Скворцов. Председателем комитета стал С.И. Казанович [5, л. 9]. Он же был послан на областной съезд «Союза 17 октября» в Смоленске. Съезд проходил 4 — 5 декабря 1906 г. На нем присутствовали делегаты от Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы, Минска, Витебска, Двинска и Смоленска. Председателем съезда был избран князь В.М. Волконский [18, с. 701]. С.И. Казанович из-за снежных заносов на железной дороге смог приехать только к концу съезда, но успел переговорить с октябристами из Минска и Смоленска [5, л. 9]. Съезд принял резолюцию с требованием «блюсти превыше всего интересы русской государственности», что, по сути, вновь нацеливало местные октябристские организации на союз с крайне правыми в период выборов [18, с. 701]. В конце декабря 1906 г. состоялось расширенное собрание Могилевского отдела. На нем резко критиковались программы левых партий, в том числе и конституционно-демократической. Кадеты, бывшие на собрании потребовали голоса. Им не дали и тогда они демонстративно ушли, уведя за собой значительное количество присутствовавших [5, л. 9; 13, с. 3].
После этого октябристы на заседании 17 января 1907 г. решили открыто возобновить переговоры с черносотенцами. 20 января С.И. Казанович, не разделявший мысли о блоке с правыми, сделал заявление о выходе из комитета и сложении с себя звания председателя [5, л. 9; 11, с. 1]. Остальные члены комитета приступили к выработке, совместно с прибывшим представителем Союза русского народа (СРН), условий блока. Пришли к решению о включении в общий список выборщиков по г. Могилеву 2-х октябристов и 1 члена СРН [5, л. 9]. Однако вскоре выяснилось, что представитель правых не был уполномочен заключать соглашение. Черносотенцы не согласились на предоставление «Союзу 17 октября» в общем списке 2-х мест. В результате октябристам пришлось принять условия Союза русского народа: включить в список 2-х крайне правых и лишь 1 представителя своей партии [5, л. 9 об.].
Возможно, решающую роль в переговорах с СРН сыграло весьма сложное финансовое положение могилевской организации «Союза 17 октября»: к концу 1906 г. приход составил 213 руб. 36 коп., расход — 169 руб. 11 коп, итого в кассе отдела осталось всего 44 руб. 25 коп. [5, л. 9 об.]. Большинство денег октябристы пустили на закупку брошюр своего ЦК (50 руб.), а также на печатанье собственных листовок в губернской типографии (31 руб. 77 коп.). Остальные деньги ушли на наем помещения для комитета, канцелярские принадлежности и т. п. [5, л. 9 об.].
Блок с СРН принес «Союзу 17 октября» успех на выборах во II Государственную думу. Трое из 7 депутатов от Могилевской губернии (профессор И.П. Сазонович, крестьянин П.А. Казаков и предводитель дворянства Сенненского уезда С.А. Шидловский) относили себя к сторонникам партии октябристов [6, с. 92]. В Думе, однако, только С.А. Шидловский вступил в октябристскую фракцию.
Относительная победа позволила комитету Могилевского отдела заявить в листовке: «…принципы, которые лежат в основе Союза 17 октября, приобретают себе все более и более симпатий среди обитателей г. Могилева и что Могилевский Отдел, сравнительно незначительный по количеству, постепенно крепнет в качественном отношении.» [5, л. 9
об.]. Но надежды октябристов не оправдались. Кризис, захвативший после окончания первой российской революции все политические партии России, затронул и «Союз 17 октября».
Таким образом, можно сделать следующие выводы: во-первых, образованию отдела «Союза 17 октября» предшествовало формирование местной политической организации охранительного толка — Могилевской прогрессивной партии; во-вторых, социальную основу октябристских организаций в восточной Беларуси составляли помещики, преимущественно православного вероисповедания, и чиновники; массы крестьянского населения оказались невосприимчивы к пропаганде «Союза 17 октября»; в-третьих, политические воззрения местных октябристов отличались значительным консерватизмом, что в конечном итоге привело их к союзу с крайне правыми на выборах в I и II Государственные думы.
Литература:
1.Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Фонд 102. — Особый отдел. — 1905 г. — Оп. 233. — Д. 9. — Ч. 23. Сведения по губерниям и областям. Могилевская губерния.
2.ГАРФ. — Фонд 115. «Союз 17 октября». — Оп. 1. — Д. 6. Список отделений, местных организаций «Союза 17 октября» (1906 — 1912 гг.).
3.ГАРФ. — Фонд 115. — Оп. 1. — Д. 74. Переписка ЦК «Союза 17 октября» с Минским отделом.
4.ГАРФ. — Фонд 115 — Оп. 1. — Д. 75. Переписка ЦК «Союза 17 октября» с Могилевским отделом (1905 — 1906 гг.).
5.ГАРФ. — Фонд 115 — Оп. 2. — Д. 14. Отчет о деятельности Могилевского отдела «Союза 17 октября» (1907 г.).
6.Забаусю, М.М. Расшская Дзяржауная дума у лёсах Беларус (1906 — 1917 гг.) / М.М. Забауск — Мн.: БДПУ шя М. Танка, 2008. — 267 с.
7.М. О. Отчет о заседании «прогрессивной партии» / М. О. // Могилевский голос. — 1906. — 17 янв. — С. 2.
8.Местная хроника // Могилевский голос. — 1906. — 18 февраля. — С. 4.
9.Местная хроника // Могилевский голос. — 1906. — 19 февраля. — С. 3.
10.Местная хроника // Могилевский голос. — 1906. — 26 марта. — С. 3.
11.Отчет о деятельности Могилевского Отдела Союза 17 октября за время выборов членов во вторую Государственную Думу. — Могилев: Губ. тип., 1907. — 2 с.
12.Партия «приспособленчества к обстоятельствам» или «партия «в пределах законности»» // Могилевский голос. — 1906. — 17 января. —
С. 1.
13.Партия «Союз 17 октября». Протоколы съездов, конференций и заседаний ЦК: В 2 т.- М.: РОССПЭН, 1996 — 2000. — Т.1: Протоколы съездов и заседаний ЦК. 1905 — 1907 гг. — 1996. — 408 с.
14.По нашему краю // Могилевский голос. — 1906. — 31 января. — С. 4.
15.Привилегированная партия // Могилевский голос. — 1906. — 28 января. — С. 3.
16.Собрание «союза русских людей» // Могилевский голос. — 1906. — 21 февраля. — С. 3.
17.Список участников Совещания «Союза 17 октября» в Санкт- Петербурге 7 ноября 1913 года (по предварительным данным). — СПб.: Тип. Тов-ва А.С. Суворина — «Новое время», 1913. — 6 с.
18.Хроника // Окраины России. — 1906. — 10 декабря. — С. 701 — 704.
Д.С. Лавринович, г. Могилев (Беларусь),
МГУ им. А.А. Кулешова