Трудовая группа в общественно-политической жизни Могилевской губернии (1906 — июнь 1917 Г.)

 

Появление на политической арене Российской империи Трудовой группы (трудовиков) непосредственно связано с событиями Первой российской революции 1905 — 1907 гг. и последовавшими в связи с ней изменениями в общественно-политической жизни страны. Трудовая группа, образовавшаяся в апреле 1906 г., длительное время называлась группой, а не партией. Ее лидеры объясняли это стремлением объединить в рядах трудовиков представителей левых оппозиционных сил, а также лиц, которые по каким-либо причинам не желали быть связанными партийными узами. Нередко Трудовая группа в центре, и на местах выступала конгломератом различных общественных и партийных организаций, объединявшихся под ее флагом в защиту интересов трудового народа. События Февральской революции 1917 г. способствовали легализации и активизации деятельности трудовиков. За короткий срок им удалось восстановить многие ранее существовавшие и создать новые региональные структуры, и в апреле 1917 г. Трудовая группа провозгласила себя партией. Однако ее политический путь в качестве самостоятельной партии был недолгим — в конце июня 1917 г. трудовики объединились со своими давними идейными единомышленниками народными социалистами (энесами) в единую Трудовую народно-социалистическую партию.
Формирование Трудовой группы проходило накануне открытия I Государственной думы. Собрания прибывших в Петербург депутатов проводились с середины апреля 1906 г. в помещении «Крестьянского клуба» на Невском проспекте. В числе наиболее активных ораторов на них выделялся представитель от Могилевской губернии Ф.Е. Буслов.
В результате обсуждений были заложены основы будущей программы трудовиков. Определяющую роль в разработке программных положений Трудовой группы, особенно по аграрному вопросу, сыграли будущие народные социалисты А.В. Пешехонов, Н.Ф. Анненский, В.А. Мякотин и др. Весомый вклад в создание программы трудовиков внесли также лидеры партии социалистов-революционеров и Всероссийского крестьянского союза. Программа Трудовой группы предусматривала равенство всех граждан перед законом; отмену всех сословных, религиозных и национальных ограничений; предоставление населению свободы совести, религии, слова, собраний, союзов, стачек и передвижений; демократизацию органов местного самоуправления и совершенствование судебной системы. Также в программе содержались требования отмены ограничений полномочий Государственной думы, упразднения Государственного совета, создания ответственного министерства из депутатов Думы, издания закона о всеобщем избирательном праве на основе прямого, равного и тайного голосования. В рабочем вопросе представители Трудовой группы выступали за установление 8-мичасового рабочего дня, минимальной заработной платы и 42-часового еженедельного отдыха. Затрагивалась проблема страхования рабочих. Расходы на страхование предполагалось возложить на предпринимателей. Для разрешения спорных вопросов между работодателями и рабочими предусматривалось учреждение примирительных камер. Аграрный вопрос трудовики предлагали решить путем создания общегосударственного земельного фонда из земель казенных, удельных, церковных, монастырских и частновладельческих, превышающих трудовую норму. Наделять землей предполагалось желающих работать на ней по трудовой норме (надел, который сельскохозяйственный труженик мог обработать собственными силами) [1].
Трудовая группа была представлена в Государственных думах четырех созывов. Вместе с тем, трудовики не замыкались только на парламентской деятельности. Одной из важнейших задач они считали установление прямых контактов с населением на местах и создание стройной системы региональных структур Трудовой группы. Важную роль в популяризации программных положений Трудовой группы среди широких масс играли депутаты-трудовики. Посредством поездок, рассылки литературы им удавалось оповещать население о положении дел в Думе и идейно-практической деятельности трудовиков. Большое значение имели и письма депутатов на родину. Некоторые из них были написаны в форме открытого обращения. К примеру, в газете «Могилевский голос» от 3 июня 1906 г. было опубликовано письмо депутата Ф.Е. Буслова, в котором подчеркивалась необходимость информирования широких масс о деятельности Государственной думы посредством печатного слова, а также содержался призыв к населению оказывать депутатам поддержку в просветительской работе [2, с. 4]. Во время думской сессии депутату удалось посетить родной край и побеседовать с крестьянами. Не имея возможности организовать встречи со всеми желающими, Ф.Е. Буслов предложил проводить совместные сходы нескольких обществ. Депутат ознакомил крестьян с предложенными в Думе земельными проектами и предложил подумать над вопросом, «предпочитают ли крестьяне иметь землю в собственность или пользование». Также депутат советовал поддерживать Трудовую группу. Уезжая, Ф.Е. Буслов оставил крестьянам образец для составления приговоров в Государственную думу. Следует отметить, что после отъезда депутата на его имя был послан приговор из села Юшкевичи Долгомохской волости Быховского уезда, в котором крестьяне определенно высказались за безвозмездное отчуждение всех кабинетских, удельных и частновладельческих земель и передачу их в собственность трудового крестьянства [3, с. 4].
Невысоко оценивая свои шансы в избирательной кампании во II Государственную думу на территории Могилевской губернии, лидеры Трудовой группы тем не менее решили проводить на ее территории предвыборную агитацию. Анализируя предвыборную обстановку в губернии, корреспондент печатного органа «Товарищ» отмечал, что среди крестьян ведут агитационную работу трудовики, в связи с чем можно рассчитывать на проведение в Думу их кандидатов от крестьянских выборщиков [4, с. 5]. В сельской местности члены Трудовой группы нередко выступали совместно с представителями Белорусской социалистической громады.
В ходе выборов трудовиками были созданы небольшие по численности организации в Могилевской губернии. В их состав входили преимущественно беспартийные лица, члены различных профсоюзов и представители других политических партий [5, с. 4]. Однако провести представителя Трудовой группы от Могилевской губернии в состав II Государственной думы не удалось.
В период думской сессии трудовикам время от времени удавалось отправлять в губернию отчеты о работе Думы, Трудовой фракции, а также газетные материалы. Департаментом полиции были изъята пропагандистская литература трудовиков, поступавшая в Кричев — на имя И.И. Киселева и Чаусы — на имя Я. Грунина [6, л. 184].
После поражения революции 1905 — 1907 гг. Трудовую группу, как и большинство политических партий и организаций Российской империи, охватил серьезный кризис. Связь центра с регионами ослабела, деятельность многих местных организаций прекратилась.
После роспуска II Государственной думы трудовики совместно с ВКС обратились к населению с листовкой «О роспуске Думы», в которой констатировался факт правительственного переворота. Листовки были направлены по месту проживания депутатов-трудовиков I и II Государственных дум, а также сочувствующим лицам. Среди прочих они были посланы в Могилевскую губернию.
В Государственную думу третьего и четвертого созывов депутаты- трудовики от Беларуси не прошли. Вместе с тем, представители Трудовой группы уделяли в думской работе значимое внимание законопроектам, затрагивающим интересы населения белорусских губерний, в том числе и Могилевской. К примеру, правительственный законопроект о введении земства в шести западных губерниях, в том числе Витебской, Минской и Могилевской, был подвергнут трудовиками критике. Исходя из того, что местное самоуправление должно строиться на «равном участии в нем всего местного населения, без различия пола, религии и национальности», они считали, что данный законопроект не соответствует этому требованию, и выступили за его отклонение [7, с. 18-19]. Трудовики добивались решения национального вопроса, выступая за полное равноправие всех народов, населяющих территорию Российской империи. Немало внимания ими было уделено проблемам народного образования, отмены смертной казни, неприкосновенности личности, изменения избирательного законодательства и другим вопросам.
В межреволюционный период организации Трудовой группы в белорусских губерниях возникали самостоятельно, без поддержки из центра. Примером может служить организация трудовиков, созданная в Могилевской губернии в 1908 г. по инициативе некоего Свирбилина. По существу, она выступала объединяющим центром для лиц, придерживающихся оппозиционных взглядов. Ее социальную основу составляли преимущественно приказчики, ремесленники, мелкие служащие и другие. Также в организацию входили члены различных партий и политических течений. Так, первый председатель организации Свирбилин принадлежал к РСДРП, некий Абрам, гектографировавший прокламации, выпущенные могилевскими трудовиками в декабре 1908 г., был анархистом-коммунистом. О количественном составе организации информация не сохранилась. Видимо, она не была многочисленной и более соответствовала статусу политического кружка. Просуществовала она недолго, так как о ее деятельности было доложено полиции [8, л. 7-7об.].
Февральская революция 1917 г. поставила перед Трудовой группой новые задачи, главной из которых являлась задача партийного строительства в центре и на местах. С 7 по 11 апреля 1917 г. в Петрограде проходил V съезд Трудовой группы, на котором была проведена работа по пересмотру и дополнению ее программы. По решению съезда Трудовая группа была объявлена социалистической партией.
В Могилевской губернии было создано три организации Трудовой социалистической партии. Самая значимая из них действовала в Могилеве. Координацией ее деятельности занимался Исполнительный комитет, председателем которого был инженер-строитель А.А. Тургенев. Ведущую роль в составе организации играли представители местной интеллигенции: выпускник Петербургского университета С.Я. Лурье, преподаватель М.Н. Хавкин, художник М.А. Ратнер и другие [9, л. 14об.].
В целях расширения партийного влияния среди местного населения трудовики осуществляли устную и печатную агитацию. Они выпускали воззвания с призывом вступать в их партийные ряды, проводили доклады и дискуссии по вопросам программной доктрины как в самом Могилеве, так и в губернии, например, в Чаусах.
Важную роль в популяризации программы и тактики трудовиков на территории Могилевской губернии играла газета «Свобода, равенство, братство», в редакцию которой входили партийные представители. На страницах данного печатного органа трудовиками поднимались актуальные политические и социальные проблемы как регионального, так и общегосударственного масштаба. В частности, был затронут вопрос антисемитских настроений, царивших в губернии. Такое внимание трудовиков к нему было неслучайно, так как в состав Могилевской партийной организации входили и евреи.
Могилевские трудовики принимали участие в работе местных общественных органов. Особенно большое значение они придавали деятельности в составе Совета рабочих и солдатских депутатов. Тем не менее, провести партийного кандидата в Центрального комитета Совета трудовики не смогли. Не имея возможности влиять на работу Совета изнутри, представители партии попытались воздействовать на нее посредством местной печати. В результате взаимной критики отношения между Советом рабочих и солдатских депутатов и трудовиками приобрели характер открытой конфронтации. Представители Трудовой социалистической партии были даже объявлены Советом рабочих и солдатских депутатов «несоциалистами» и «несочувствовавшими Интернационалу». Напряженные взаимоотношения с Советом и необходимость расширения влияния на массы вынудили трудовиков искать возможности для блокирования сил с социалистическими партиями, в первую очередь с эсерами. Однако последние в таком блоке не нуждались и предложение не поддержали [10, с. 101-104].
Прямые сведения об общей численности трудовиков в губернии отсутствуют. На основании данных об установленных Центральным комитетом нормах регионального представительства на партийных съездах можно сделать следующий вывод: так как на VI съезде Трудовой партии Могилевскую губернскую организацию трудовиков представляли два делегата, то ее количественный состав мог насчитывать от 100 до 150 человек [11, л. 4]. Численность уездных организаций могла колебаться в пределах 50 членов. Можно предположить, что весной — начале лета 1917 г. в губернии насчитывалось от 300 до 400 трудовиков. Среди разных слоев местного населения было немало сочувствующих партии лиц. Однако влияние трудовиков среди крестьянства было еще недостаточным, а работа в данном направлении требовала больших кадровых возможностей, что заставляло их искать союзника, близкого по программным воззрениям и тактике. Таким союзником являлась Народносоциалистическая партия.
Проведение VI съезда трудовиков было запланировано на июль 1917 г. в Москве, однако ввиду назначения Временным правительством выборов в Учредительное собрание на сентябрь 1917 г. и необходимости решения вопроса об объединении с народными социалистами Трудовой социалистической партии пришлось изменить ранее намеченные планы. Поэтому созыв съезда в Петрограде организовывался в экстренном порядке, и не все делегаты местных организаций успели на него приехать. На съезде присутствовали делегаты Могилевской губернской организации трудовиков С.Я. Лурье и А.А. Тургенев [10, с. 71].
Сообщения региональных деятелей свидетельствовали о кратковременном существовании местных партийных отделов, отсутствии их связи с центром, недостатке материальных средств для издания пропагандистской литературы. Кроме того, представитель Могилевской организации трудовиков С.Я. Лурье в качестве препятствий в работе отметил конкуренцию со стороны других политических партий, особенно эсеров и кадетов, нехватку опытных партийных ораторов, антисемитизм деревенского населения, а также плохую налаженность взаимодействия между местными организациями [12, с. 3]. Учитывая сложившуюся ситуацию и недостаток собственных партийных сил, представители Могилевской губернии поддержали идею объединения с Народносоциалистической партией, отметив единство целей и тактики обеих партий.
На объединенном заседании трудовиков и народных социалистов 23 июня 1917 г. было объявлено о создании Трудовой народносоциалистической партии и избрании ее Центрального комитета. С июля 1917 г. начался объединительный процесс в центре и на местах. Вместе с тем, Могилевская губерния относилась к числу тех регионов, где трудовикам даже в рамках объединенной партии удавалось сохранять свое собственное политическое лицо (в прессе деятелей местных организаций партии нередко называли народными социалистами-трудовиками, а не укоренившимся в других губерниях общим названием — народные социалисты, энесы). Деятельность объединенных организаций Трудовой народно-социалистической партии, в которых значимую роль играли трудовики, на территории Могилевской губернии была прекращена к началу 1918 г. в связи с установлением власти большевиков.
Список использованной литературы и источников:
1.Что такое Трудовая группа. — [Б. м. : б. и.]. — 16 с.
2.Местная хроника. Письмо депутата от крестьян Могилевской губернии Ф. Буслова // Могилевский голос. — 1906. — 3 июня. — С. 4.
3.Местная хроника // Могилевский голос. — 1906. — 27 июня. — С. 4.
4.Предвыборные шансы. Могилевская губерния // Товарищ. — 1907. — 3 янв. — С. 5.
5.Из жизни партий // Товарищ. — 1906. — 6 декаб. — С. 4.
6.Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Ф. 102. Оп. 237. Д. 707. Л. 1-184.
7.Отчет думской Трудовой группы: третья сессия третьей Думы. — СПб. : Тип. Я. Балянского, 1910. — 21 с.
8.ГАРФ. — Ф. 102. Оп. 239. Д. 19. Л. 7-7об.
9.ГАРФ. — Ф. 539. Оп. 2. Д. 124. Л. 1-50.
10.Протоколы: I-го Всероссийского съезда Народно-социалистической партии, VI-го Всероссийского съезда Трудовой группы, I-го Всероссийского съезда Трудовой народно-социалистической партии. 17-23 июня 1917 г. — Петроград : Тип. «Задруга», 1917. — 208 с.
11.ГАРФ. — Ф. 539. Оп. 2. Д. 9. Л. 1-25.
12.Всероссийский съезд Трудовой партии // Народное слово. — 1917. — 21 июня. — С. 3.

А.С. Мельникова, Могилев (Беларусь),
УО «МГУ имени А.А. Кулешова»

Источник